Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Приговор Театру Док

*
Вторая часть отклика на «Завещание» She She Pop ( http://lev-semerkin.livejournal.com/500749.html ).

Из пьесы «Король Лир» взяли основную сюжетную линию (отец и дочери). Пять узловых сцен:
- выход отца на пенсию (передача власти и реакция дочерей)
- ссора со старшими дочерьми (условия)
- буря, безумие, бунт отца
- встреча с младшей дочерью, примирение
- финал

Современный театр читает классический текст, проверяет его на себе – этот процесс всегда интересен, независимо от результата, процесс даже интереснее результата. Но ведь и обратный процесс происходит – классический текст «читает» (проверяет, испытывает) современный театр. Обратный процесс мне даже интереснее, чем буквальное совпадение коллизий пьесы с их жизнью (с моей жизнью, хотя такие совпадения сильно и больно цепляют).

Выбрали пьесу о конце времен и спектакль получился об этом, о конце истории, о закате Европы, о распаде связей, о конце театра («Завещание» - точное название, театр и общество ощущает себя умирающим).

Пьеса сама взвесила их (нас) на весах и вынесла приговор. Вы (мы) найдены очень легкими.
От театра требовалась только последовательно применить собственные правила, доиграть начатую партию до конца не передергивая, не подгоняя под ответ и тогда подлинность проявиться. Она и проявилась.

Проявилась мелочность, несоразмерность - и мелочность детей по сравнению с отцами и мелочность документального театра по сравнению с шекспировским.

Трагедия Шекспира, отразившись в зеркале современного театра показала всем (и участникам процесса и зрителям), что это зеркало плоское и способно отразить, вместить только самый поверхностный слой пьесы. Спектакль оказался саморазоблачением. По ходу действия дети заставили родителей разоблачиться (в буквальном смысле, хотя и не до конца, только до трусов), но разоблачились сами (пусть и не-буквально, но зато донага).

Честно говоря, очень не хотел бы, чтобы подобные спектакли появились у нас в театре (как говорил Бисмарк о социализме, "идея интересная, но пусть ее опробуют другие" :). Актеров не жалко (хотят бежать за Европой, заниматься эксгибиционизмом – пусть саморазоблачаются), жалко будет их родителей, если их используют («ради красного словца, не пожалею и отца») потянут играть в чужие игры. Если нашему театру и задаваться подобными проблемами, привлекать себя и своих родственников к анализу текста пьесы, то делать это можно так, как Козлов в «Старшем сыне», максимально допустимый документализм «под управлением любви». Любовь обьединяет, возникает синергия, она подымает театр ввысь.

У немцев другой подход, они провоцируют, разделяют и сталкивают, возникает соревнование. Их следует поблагодарить за смелость идти до конца, за эксперимент на себе, за профессионализм, за то что не побоялись проиграть и "задокументировали поражение".

Родители (все трое) оказались интереснее, содержательнее детей, затеявших игру. Родители обыграли детей, увидели проблему лучше. Их ответы глубже вопросов (банальных, шаблонных), их аргументы сильнее. Их примеры из жизни то и дело выводят ситуации из заданной плоскости (документальный театр ищет конфликта, провоцирует конфликт, а отец рассказывает, что по жизни всегда был «примирителем»). Исповедь детей оборачивается мелким душевным стриптизом, возражения отцов выше, ближе к клаcсическому тексту, не только шекспировскому, вот прекрасный «высокий» аргумент одного из отцов - стихотворение Берриса фон Мюнхгаузена «Золотой мяч»

Я в отрочестве оценить не мог
Любви отца, ее скупого жара;
Как все подростки - я не понял дара,
Как все мужчины - был суров и строг.

Теперь, презрев любви отцовской гнет,
Мой сын возлюбленный взлетает властно;
Я жду любви ответной, но напрасно:
Он не вернул ее и не вернет.

Как все мужчины, о своей вине
Не мысля, он обрек нас на разлуку.
Без ревности увижу я, как внуку
Он дар вручит, что предназначен мне.

В тени времен мерещится мне сад,
Где, жребием играя человечьим,
Мяч золотой мы, улыбаясь, мечем
Всегда вперед и никогда назад.


А дети, как раз и поставившие «проблему внуков», пытались ее с калькулятором решить.
Да что классика, даже рефрен попсовых песенок типа “always love you”, сопровождающих действие, разбивает документальную игру в прокуроров и адвокатов, обнуляет калькуляцию.

Продолжение - http://lev-semerkin.livejournal.com/501734.html
Tags: театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments