Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Мертвые.

«МЕРТВЫЕ ДУШИ», С.Арцибашев, ТЕАТР им.МАЯКОВСКОГО, Москва, 2005г. (4)

Вторая большая работа Арцибашева на посту главного режиссера театра им.Маяковского сильно уступает первой («Карамазовым» ).

Театр обратился к классике, выставил лучший актерский состав, соорудил огромную декорацию (действительно очень интересно работающую), оснастил музыкальными вставками (хотя куплеты Дашкевича-Кима выглядят отрыжкой «омьюзикаливания всего подряд» 70-х годов) – все признаки Большого Стиля налицо.

В пьесе Малягина использованы оба тома «Мертвых душ» (1-ый акт – 1-ый том, 2-ой акт – 2-ой том), а значит упор делается не на сатиру, не на галерею типов (Лазарев-Ноздрев, Немоляева-Коробочка, Кашинцев-Собакевич, Запорожский-Манилов, Костолевский-Плюшкин играют простые иллюстрации для школьной хрестоматии). Пьеса написана в духе позднего Гоголя с упором на нравственные вопросы, ключевое значение имеют образы Чичикова и князя – неправильный выбор актеров на эти роли и предопределил неудачу спектакля.

Чичиков – Арцибашев.
Весь вопрос в возрасте Чичикова. Не буквально – сколько ему лет, а зрелый он человек (опытный прожженный плут) или молодой, становящийся? Пьеса написана про молодого Чичикова – начинается с заветов отца юному Паше, потом воспитание чиновной братией (во главе с юрисконсультом – «юрисконсультанта с копытом» играет Е.Парамонов), молодой азарт комбинатора – в общем «бес попутал». Во второй части - колебания между живым (нежные чувства к Улиньке, мечты о семье) и мертвым (новая «комбинация», притворная богомольность - Чичиков проходит тот же путь, что и Дон Жуан в пьесе Мольера, открывающий защитные свойства лицемерия).
Арцибашев играет опытного Чичикова (возраст да и статус «главного» не скроешь), в нежные чувства в искреннее раскаяние – совсем не верится. Во второй состав назначен Спиваковский и во многих эпизодах было ощущение, что спектакль ставился на него.

Князь - Костолевский.
Финальный монолог князя – это, пожалуй, самое ценное в странном втором томе «Мертвых душ». И неоконченность монолога – особенно ценна, что уже не раз доказано в театре (этот «обрыв монолога» по разному, но очень убедительно ставили Розовский и Фоменко). Здесь тоже возникает вопрос о возрасте князя, ведь монолог можно прочитать как прекраснодушный и наивный порыв юного героя (так играл Пирогов у Фоменко) или отстраненно - как загадочный, абсурдно-неадекватный (так играл Филиппенко у Розовского).
Костолевский же играет клона Чичикова, он выходит на финальный монолог к авансцене, становится рядом с поверженным Чичиковым, снимает золотой мундир - и зрителю видно, что они абсолютно одинаково одеты. Костолевский произносит текст с обычной высокомерно-презрительной миной, в конце машет рукой (мол, что с вами говорить, бесполезный народ). Ему веришь не больше, чем рассказам Чичикова о «поездках по дальним монастырям».
Всё это притворство, они оба мертвые.
Tags: театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments