Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

И его слуга Матти

*
" ГОСПОДИН ПУНТИЛА И ЕГО СЛУГА МАТТИ", М.Карбаускис, ТЕАТР им.МАЯКОВСКОГО, Москва, 2012г. (7)

Красный (по идеологии) спектакль в красном (по цвету) зале в год 90-летия театра Революции - всё так правильно, так уместно сошлось.

Но что же они играют так медленно! Каждую сценку подробно готовят, каждую мысль долго тянут, уже всё ясно, а они договаривают, доигрывают. Выразительные сценки-миниатюры, микропьесы (квартет невест Дон Жуана Пунтилы), сатирические шаржи (Парамонов в роли атташе великолепен), острые мысли в строгой логической последовательности. Но не смотрится этот спектакль. Публика уходит из зала в первом действии, в антракте, перед концом второго действия (вчера закончили в 22-20, не так уж поздно). Пресловутая прибалтийская дотошность, сдержанность режиссера умножилась на финскую тормознутость места действия пьесы и на немецкую основательность автора - перебор. Интерес гаснет, не успевая разгореться.

Заслуживает уважения, что режиссер не ходит уже опробованными путями, берется за авторов, которых не ставил и казалось бы не должен ставить (не его).
Но вот с Островским срослось, а с Брехтом не срослось (по форме, не по содержанию).

Филиппов играет (капиталиста Пунтилу) бенефисно, весь вечер на сцене, солирует, зажигает. Но ведь он играет только половину от требуемого.
Брехт выстроил эту роль из двух контрастных половинок, из двух людей (вроде пары Шен Те - Шуи Та в "Добром человеке"). Один Пунтила - нормальный живой человек (это когда он пьян), второй Пунтила - социальная классовая маска, капиталист, хозяин, собственник (это когда он трезв, то есть не-нормален). Филиппов органично переходит из одного состояния в другое, в обоих равно убедителен, сшивает половинки. А нужно совсем другое, два разных человека, как у Славиной было. И чем лучше играет Филиппов, чем больше вкладывает темперамента, тем больше похожи оказываются два Пунтилы, и тем дальше это от Брехта. Только на самых последних секундах первого и второго действия актер выходит из образа и тем самым входит в театр Брехта.
Очень во многих сценах спектакль напоминает таганского "Доброго человека", что называется, "до боли" похоже. И так непохоже по результату, по ритму, по энергетике. Играют сплошной линией, а надо бы пунктиром играть. На Таганке пунктир отбивали зонги, здесь музыкальная фраза на фортепиано разделяет сцены, но сами сцены надо бы порезать, смелее и быстрее смонтировать.

Хозяин и работник.

Главная загадка этой пьесы (и главный успех спектакля) в роли шофера Матти, казалось бы, роли второй и не выигрышной (роль спокойного, как удав, слуги - стенка для играющего, куражащегося господина). Но Лобоцкий выиграл!
Именно на Матти держится этот мир богатых и бедных, этот (капиталистический) социальный порядок. Матти - тертый, многоопытный (многовековой опыт жизни в условиях социального неравенства, он умеет обращаться с хозяином, знает где нажать, где схитрить, где отступить и покориться). Прочитал у блогоприятельницы couscousyo точное сравнение Лобоцкого в роли Матти с Фигаро ( http://couscousyo.livejournal.com/39501.html ). У этого Фигаро финский флегматичный темперамент, а также русская смекалка, русская тоска и русское терпение (а у актера еще и брехтовская острая ирония).
Тут коммунистические идеи Брехта получают прививку пессимизма. Достаточно сравнить этого Матти и мелкотравчатого босого пропагандиста, чтобы угасла надежда на социальную революцию (тут режиссер протянул важную ссылку к Мелузову в "Талантах и поклонниках").
Но ведь острое чувство несправедливости всё равно остается. "Как прекрасны наши леса и поля!", говорит господин Пунтила (забравшись на гору из водочных ящиков, которую соорудил Матти). "Как прекрасны ВАШИ леса и поля!", соглашается Матти. "Это чудная сторонка, это родина моя" - выводит тонким голоском девочка из народа.

Серебро и кровельное железо.

Первый за долгие-долгие годы "красный", по настоящему искренний коммунистический спектакль в русском театре. В позднем СССР вроде и незачем такие ставить было, в постсоветские годы - тем более. А сейчас, видимо, пришло время.

Режиссер открылся, занял позицию (уже выбором автора и пьесы, но и верностью автору, нежеланием переворачивать и подгонять Брехта под современный идейный мейнстрим). Карбаускис в театре им.Маяковского заговорил языком улиц («безьязыких», как писал Маяковский), он вместе с Брехтом дал слово работникам, слугам, батракам. Большинству, «Уралвагонзаводу». Телогрейкам из ЗаМКАДья, а не норковым шубам. Анчоусам, а не дельфинам.
Кровельному железу, а не серебру, если вспомнить зонг из «Зойкиной квартиры» Серебренникова, который тоже определился и занял совсем другую позицию, дал слово столичному меньшинству, кокаиново-лавандовым ночам. У героев Карбаускиса совсем другие ночи, им вставать в четыре утра и доить коров или крутить баранку, везти хозяина с попойки.
Tags: Карбаускис, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…