Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Чумка

*
"ГЕДДА ГАБЛЕР", К.Гинкас, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 2011г. (8)

Стало видно, как сильно «срослись» Гинкас и Яновская. При всех различиях в режиссерском почерке они с годами не расходятся, каждый своим путем, а всё больше сходятся. «Гедда Габлер» 2011 года теснее связана со спектаклями Яновской (особенно сильно с «Вкусом мёда» и «Прощай ты, ты, ты»), чем с «Геддой Габлер» Гинкаса 1983 года в театре им.Моссовета.
Повторять ту постановку через 30 лет и невозможно и не нужно. Но какое-то развитие, полемику с собой было бы интересно увидеть. Однако тут не полемика и даже не отрицание прежней работы, а просто другой спектакль, совершенно отдельный. Другой подход к той же пьесе, к тем же персонажам, идеям и сюжетным коллизиям. Совсем небольшие приветы от «Гедды-83» связаны не с персонажами, а с 1) оформлением, декорацией (Бархин повторил люстру из моссоветовского спектакля, в остальном ничего общего с прежней сценографией) и 2) со скрипичным музыкальным сопровождением (здесь Гедда-Мария Луговая играет на скрипке, Тенякова на скрипке не играла, но тот спектакль шел в сопровождении скрипичного концерта Сибелиуса) .

Гедда-Тенякова была ровесницей режиссера, зрелой женщиной, крупной, уже сложившейся. И с обстоятельствами, с окружающим миром, тоже сложившимся, ставшим, она категорически не хотела совпадать. Такой трезвый максимализм взрослого человека. Спектакль был академичный, классичный, анамблевый, Большого стиля, без прямых ходов и указующих перстов.

Здесь - совсем другая Гедда, намного более молодая и более конкретная – конкретно вписана во время. На самом деле эта молодая героиня вписана сразу в два времени – в наши дни (ровесница актрисы, эмо-гёрл, современная девушка из зрительного зала в обстоятельствах пьесы 19-го века) и во время молодости Гинкаса и Яновской, в 60-е годы. Тогда они были в возрасте такой Гедды, тогда они сформировались и от собственного мироощущения отталкиваются. Гедда – хиппи, Бонни в поисках Клайда. Точная привязка ко времени – настоящее так пошло (стабильность нулевых или процветание 60-х), прошлое – героическое, время больших людей и крупных событий (для 60-х – вторая мировая война, а в пьесе Ибсена отец Гедды - генерал, в спектакле на сцене бюсты героев). Но самое важное для них время это будущее время. 60-е были устремлены в будущее, вот и Гедда с Эйвортом люди будущего, рождающегося на наших глазах, провозвестники, новые люди, сверхчеловеки, которые могли бы зачать новую расу, свободную от пошлых компромиссов, от воспроизводства установленного порядка вещей, усредненного здравого смысла. Воспроизводить нынешнюю расу они не хотят и чувствуют отвращение к размножению (отсюда сны беременной Гедды о муравьях, пчелах и младенцах).
Даже пожалел, что не Яновская про такую Гедду поставила. Она могла бы лучше эту женскую тему раскрыть, изнутри, и сложилась бы замечательная контрастная пара с мужской «Геддой Габлер» Гинкаса. Там пол был не так уж и важен, а здесь очень важен. Новая версия Гинкаса получилась мельче прежней (героиня моложе, не так внушительна, не чума, а чумка) и несколько умозрительной. Страстный феминоцентризм – вот, что могло бы ее взорвать.

Как бы то ни было, молодая "чумовая" Гедда – самое интересное в спектакле, прорывное. Она загадка, она эксцентрик, катализатор, активизатор. Свободный радикал, бацилла разрушения и саморазрушения. Гремучая смесь Татьяны Дорониной (манера речи специально поставлена режиссером), Фэй Данауэй и Грейс Слик. В черном парике-вамп, эксгибиционистка, максималистка с пристрастием к эпатажу, экспериментам, сексуальным перверсиям (вот тут очень сильно вспомнилась Леона-Верберг из «Прощай, ты, ты, ты»), к черному (и красному) цвету, к брюкам и военным шинелям. Совершенное тело манекена, скрипка для новой авангардной музыки (а в финале она играет на ней, как на балалайке).



Гедда-эмо - вполне интернациональное явление.
А рядом Эйлерт Левборг - Александр Лушин единственный в спектакле персонаж почвенный, с национальной привязкой, русский запойный гений («Николай Рубцов»). Пара во всем несовместимая, кроме самого главного – максимализма. За Левборгом видна сила (в первом диалоге с Геддой сверкнула и стала ясной предыстория, их соперничество), видна поэзия «бездны мрачной на краю». И полное отсутствие перспективы. Его рукопись – золотой храм, она его сжигает. Чтобы гений прошел через смерть/рождение и восстал, как феникс из пепла, новым человеком.

Однако жизнь оказывается сильнее и мудрее, в ней всё уже предусмотрено.
И место для гения (быть увенчанным посмертно).
И место для трудяги-профессора Тесмана (занять положение в обществе). Волков играет "вкусно" - простодушного чудака.
И место для восторженной "подруги ученого" (от первого к второму и в дом тетушки на освободившееся место).
И для жены профессора тоже приготовлено место – богатый дом (аквариум для золотой рыбки), сосед-любовник (ассесор-Сытник единственный из персонажей нового спектакля выглядит солиднее, чем прежний, в моссоветовском спектакле играл Стеблов, контраст с Геддой был обратный).
А главное, что ее собственное совершенное чистое красивое тело само толкает ее на этот пошлый путь буржуазной самки.
Что остается делать? Идти до конца, завершить вторым выстрелом симметрию пары папиных пистолетов. Победить в соревновании с Эйвортом (и с природой), ее жест обращен наверх - дождю и Эйворту, никто из окружающих ничего не понял (что подчеркнуто сниженным, будничным, горизонтальным обменом репликами в финале).

=======

http://lev-semerkin.livejournal.com/497876.html - про состав

http://lev-semerkin.livejournal.com/498629.html - еще раз про состав

http://skaska-skazok.livejournal.com/84886.html - подробный отклик, развернутое обсуждение и очень хорошая фотография Гедды
Tags: театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…