Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Чужие окна

*
"ТАМ ВНУТРИ", М.Лентон,VANISHING POINT, Великобритания, 2009г. (8)

Я пpивык бpодить один
И глядеть в чyжие окна
В сyете немых каpтин
Отpажаться в мокpых стеклах.

Мне хотелось бы yзнать,
Что вас ждет и что тpевожит


Ну и так далее. Была такая песня у группы «Воскресенье» (одной из дочек «Машины Времени»). Она такого макаревичевского толка, что мне не нравится.
Спектакль из этой позиции сделан, извне. Хорошо сделан и много за что его можно похвалить
- за профессионализм (хорошо сделанная, эксклюзивная вещь),
- за неожиданное добавление комментатора к сценам за стеклом, которые без комментатора были бы общим местом, типичная коробочка нового европейского театра,
- за еще более неожиданный выход комментатора (что сразу превратило зрителя в наблюдателя за наблюдающим)
- за театр в театре, порождающий рефлексию зрителя-вуайера (а в финале рассказчица пообещала, что придет к нам, и мы на миг почувствовали себя "там внутри", на сцене, в ситуации обратной привычной зрительской)
- за ружья, револьвер и фонарь (что наглядно отделило «внутри» от «снаружи»)
- за сочетание юмора и сентиментальности.

Про плюсы блогоприятели лучше меня написали (кратко - http://aleksandrit-85.livejournal.com/303060.html, развернуто - http://skaska-skazok.livejournal.com/83024.html). Со многим можно согласиться, но не мой это театр (смотрел с интересом и отстраненно, включился только в одном эпизоде).
Попробую сформулировать почему не мой.
(может быть, потому что не немой :)

Здесь зритель движется строго по рельсам:
мы не только видим исключительно то, что нам показывают, но и относимся к показанному так, как задает комментатор (рассказчица).
Зритель или принимает правила игры и тогда он должен проехать весь маршрут, со всеми остановками ("посмотрите налево, посмотрите направо"), или сойти с поезда и тогда не получить ничего.
В таком условном спектакле зрительская свобода оказывается еще сильнее скована, чем в обычном театре с обычной четвертой стеной, за которой герои носят свои пиджаки и говорят, говорят, говорят. Звуконепроницаемая четвертая стена упрощает поведение персонажей, сложные вещи просто не будут считаны, здесь как в пантомиме, зритель должен догадаться.
Комментарии сковывают еще сильнее. Взгляд и тон рассказчицы слишком не похож на мой собственный (я бы другое заметил, другим заинтересовался, я бы о другом подумал). Я ей подчиняюсь, она мне тоже интересна, но не сливаюсь, остаюсь в стороне.
Ее взгляд тем более не похож на мой, что она комментирует из пятого измерения, она и мысли персонажей читает и их будущее видит.
Вот когда она внезапно замолкает (а мы уже настроились «смотреть футбол с комментатором-всезнайкой»), в паузе начинается другой театр, зритель теряет равновесие. Его охватывает безотчетная тревога – в комнате ничего особенного в этот момент не происходит, актеры тоже перестают «подсказывать». Жутко становится, будто поезд с рельсов сошел и на несколько минут, пока эта пауза длится, завис над бездной.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments