Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Таганская, Курская, Комсомольская

*
"МОСКВА - ПЕТУШКИ", С.Женовач, СТИ, Москва, 2012г. (9)

Русь, куда несешься ты? Из Москвы в Петушки или уже обратно в Москву? Со всеми остановками или кроме Заветы Ильича, Правда ?
Не дает ответа…
А может, никуда не несешься? Сидишь в ресторане на Курском вокзале в ожидании хереса, который был вчера?

Перед премьерой режиссер рассказывал, с чего начиналась работа над спектакля. С того, чего бы он НЕ хотел там видеть – бомжей и электрички. Хороший прием, оттолкнуться от противного. И он сработал, ни бомжей ни электрички в спектакле действительно нет.
Все персонажи одеты как на демонстрацию, в парадные, выходные костюмы – пиджак, брюки, рубашка, галстук, шляпа. Точнее говоря, они не "на", а "с" демонстрации, после демонстрации – уже поддаты, пиджаки помяты, сами побиты.
А у Венички на месте галстука – цветная бабочка (эстет!).
От электрички остался шум (рифмуется со звоном бутылок от вибрации) и объявления вокзального диктора. Почти все действие происходит в привокзальном ресторане (интерьер праздничный, образец советского шика – красный бархатный занавес, белая гофрированная занавеска). То есть, Веничка так никуда и не поехал, даже из Москвы не выехал. И Садовое кольцо он не переходил, а до Кремля все же добрался.

Бомжей и электрички в спектакле нет. И за счет этого много чего есть (перечислю в порядке появления) :

1) В спектакле есть люстра Давида Боровского (сделана по эскизам к неосуществленной постановке театра на Таганке, в двух экземплярах). Эскиз приведен в программке. Люстра сделана из бутылок разного размера (мерзавчики, четвертинки, поллитровки). Первый экземпляр люстры висит в зале, зрители могут рассмотреть, пока рассаживаются. Второй экземпляр - на сцене. Парадная люстра вокзального ресторана.
В финале бутылки превращаются в свечи (кабак в церковь). И это открывает целый ряд превращений - за белой драпировкой задника открывается красная кирпичная кладка кремлевской стены, а красный бархатный занавес превращается в кровь из горла Венички.

2) Веничка в спектакле есть. У Алексея Верткова получилось! Весь он Веничка от макушки (вихры перпендикулярно торчащие) до пят (походка и стойка чуть нетвердая). Узнаваем с первого взгляда. И с первого взгляда зрителей, когда идет по проходу на сцену. И с его первого взгляда – острого, как лезвие. Взглянет, словно нож из деревянных ножен вынет, лицо словно из дерева вырублено (только у Авилова такое лицо было, больше ни у кого такого не помню). И с первого слова узнаваем, интонация нервная и властная. Не только взгляд притягивает, но и внимание держит. Харизма! Первое действие это фактически его монолог, моноспектакль. Несколько актеров помогают, но почти ни слова не говорят. Текст сложный, и в самом конце первого действия, когда зритель уже перегружен потоком красноречия (каламбуров, скрытых цитат), режиссер переключает регистр, на некоторое время затыкает веничкин фонтан и предлагает пластическую эротическую сцену (виртуозно поставлено!).
А перед самым антрактом (чтобы подготовить зрителей к посещению буфета) – самый ударный фрагмент поэмы, рецепты коктейлей и слеза комсомолки как вишенка на торте.

Во втором действии веничкино соло разложено на голоса ресторанного застолья. Тамадой становится Черноусый (Григорий Служитель - и опять точное попадание в интонацию), а Веничка – резонер и посредник между собутыльниками и зрительным залом (то и дело выбегает из-за стола к рампе и комментирует). Собутыльники - политбюро в шляпах (и одна женщина – Фурцева, с выбитыми из-за Пушкина передними зубами). Самые колоритные члены – злой (Шебаршин, у него тоже взгляд, как лезвие) и добрый, с пронзительной поэтической страстью к Ольге Эрдели (Пирняк, почти не узнаваемый в очках с толстыми стеклами).

3) В спектакле есть поэзия. Собственно, подзаголовок произведения - поэма - здесь и поставлен. Спектакль из слов, сплошная фило-логия. И нецензурные слова, которых очень много, произносятся чисто филологически (хорошо выражается русский народ!), никакой грязи, никакого эпатажа. Не спектакль – песня.

Но любая песня имеет свой конец. Судьбу не заговоришь, не заболтаешь, даже таким мастерским виртуозным фонтаном красноречия, как у Венички. Сколь веревочка не вейся...
Предчувствие конца возникает - это хорошо передано в спектакле. Каскады остроумия не заглушают нарастающей тревоги. На некоторое время в спектакле полностью гаснет свет. И вот тут бы ему перезагрузиться полностью. Финал сыграть в иной манере, чтобы «закончилось искусство и задышала почва и судьба». Этого не происходит, возобновляется тот же театр. Финал поставлен так же искусно, так же театрально. Тот же хор и тот же Веничка, корифей хора. Исчезает, проваливается под сцену «стол яств», персонажи сбиваются в угол и выстраиваются в шеренгу перед светом идущим из правой кулисы. А затем открывается кремлевская стена и Веничка там исчезает, чтобы вновь появится перед бархатным театральным занавесом и исчезнуть в нем, раствориться - красный на красном.
Tags: "Не так ли и ты Русь", Женовач, театр
Subscribe

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments