Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Biodiesel

*
"ВИШНЕВЫЙ САД", Л.Персеваль, ТАЛИЯ, Гамбург, 2012г. (8)

По калибру спектакль скорее подходит фестивалю НЕТ, чем Сезону Станиславского (мысль не моя, один знакомый театрал высказал после спектакля, и я с ней согласен).
Постановка минималистическая, радикальная, европеизированная. По смелости, радикальности и содержательности сильно уступает последним постановкам «Вишневого сада» нашими режиссерами (Шапиро 2004, Марчелли 2005, Коляда 2009). Да и недавняя постановка Матса Эка была более интересно вписана в современность (прощание Эка с советским открыло больше смыслов, чем прощание Персеваля с 60-ми).

Главное, что сделал режиссер – нашел в пьесе себя. Фрагменты текста пьесы, которые с режиссером резонировали, и были поставлены. Некоторые реплики помногу раз повторены, а бОльшая текста безжалостно сокращена. Актеры играют не текст, а окрошку из реплик. Без полифонии и многословия. Можно было бы последовательно провести режиссерскую идею через весь текст, поставить все сцены, но зачем разжевывать. Скажем, можно было оставить обращение к многоуважаемому шкафу и адресовать его органу Хаммонда. На сцене, как я понял, стоял этот самый «шкаф» - подлинный орган Хаммонда, реликт электронной музыки, раритет. Он играет в спектакле важнейшую роль, играет главную смысловую тему, а не только музыкальную, не только сопровождает действие своеобразным звучанием, музыкой 60-х. Все это и без шкафа понятно – вишневым садом, уходящей натурой для режиссера была эпоха 60-х. Так оформлена сцена (светящимися шарами), так одеты персонажи. «Леня, зачем ты говорил о 70-х», - упрекает Гаева Раневская.

Эпоха прошла безвозвратно, персонажи – жалкие безвольные тени минувшего. Высохшие, как цветы в гербарии. Некоторые стерлись в памяти и слились – кто Яша, а кто Епиходов? Кто Пищик, а кто Симеонов ? или это был один человек? Рядом с обитателями имения Раневской на сцене находится ее парижский любовник (зрители его увидели воочию впервые в истории театра) и его образ сливается с образом Фирса. В ту эпоху была любовь. Такая любовь – «что ж тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю… Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу». Именно от такой любви рождается такая музыка, как в фильме «мужчина и женщина». Любовь побеждает всё и продажу имения и вырубку сада – Раневская едет в Париж, Женщина едет к Мужчине.

Это любовь состоявшаяся, а рядом в одной сцене «Варя и Лопахин» сыграна история любви несостоявшейся. Среди окрошки – почти бессловесный дуэт, маленький режиссерский шедевр, кусок подлинного театра, единственная сцена из пьесы, что была поставлена, один штрих и больше режиссеру не надо.

Еще несколькими штрихами передана современность – шампанское куплено в Дикси, ласты Пети Трофимова вместо калош, а Лопахин предлагает на месте вишневого сада посеять рапс на биотопливо.
Только Париж неизменным остался. Что для России начала 20-го века, что для Гамбурга 21-го.

Comme nos voix ba da ba da da ba da ba da
Chantent tout bas ba da ba da da ba da ba da

=======

Программка - http://lev-semerkin.livejournal.com/495671.html
Tags: театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…