Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Театральный этюд на шесть персон.

*
"КОНТРАКТ", В.Мирзоев, Россия, 2012г. (5)

ТВ-фильм показали вчера по Культуре после «Линии жизни» с Мирзоевым (к юбилею). За наводку спасибо новообретенной блогоприятельнице staraya_koryaga. Ее отклик - http://staraya-koryaga.livejournal.com/291035.html

Пьеса Мрожека. Вариация на его постоянную тему – комплекс неполноценности (национальный, восточноевропейский и социальный, плебейский). Диалог хозяина и слуги, сильного и слабого, богатого и бедного, столичного и провинциального, западного (первосортного) и восточного (второсортного). При этом сам Мрожек находится в нижней позиции по отношению к первосортной западной драме абсурда (к Пинтеру). И Мирзоев это понимает, Пинтера ставит чаще :) и лучше, ИМХО.

Пьеса представляет собой этюд на двоих. Типа шахматного. Бывают шахматные партии, бывают шахматные задачи, а бывают еще этюды. У Мирзоева этюд разрезан на три части и каждую следующую часть играет новая пара актеров, всего три пары: Суханов-Федоров, Шифрин-Соломыкин и Громов-Хунгуреев. Такое режиссерское решение еще больше добавило постановке этюдности. Не полноценная игра, а исследование формальной задачи. В театре за счет живой энергии это могло бы выглядеть эффектным трюком, демонстрацией актерства, соревнованием в паре или соревнованием между тремя исполнителей одной роли. На экране было схематично, абстрактно и интерьер отеля это ощущение усиливал, фешенебельная среда и ее изнанка, пространство необжитое, холодное. Не поле с травой и дорожками, а шахматная доска с клетками. И сюжет потерял остроту, конкретную эмоциональную привязку (скажем, к поражению и капитуляции востока в борьбе с западом), превратился в схему Инь-Ян.

Сюжет меня не увлек, но вот за актерами следить было очень интересно. Две первые пары были лучшими и для этюда их было достаточно, пары зеркально отразили одна другую. Закрытый Суханов – классическая мирзоевская маска и открытый, живой Федоров. Подробный, психологичный, колоритный и даже с национальными особенностями Шифрин и холодный, как сталь Соломыкин. Получился квартет идеальных игроков, симметричный квадрат. Все четверо исполнителей на высоте. Черная рыбка с белым глазом превратилась в белую рыбку с черным глазом, игру Инь-Ян они исчерпали.
Третья пара была неровной, старший партнер – Громов играл на той же высоте, а младший только мячики подавал и то неуверенно. Но не это главное. Его видимо не игроком сюда позвали, а натурщиком. Игра была уже сыграна в первых частях, а в третьей Мирзоев сделал свою вариацию на тему мрожековской геополитики, опустил формальную схему в нашу реальность, сдвинул центр на восток и уже Восточная Европа (то есть Россия, Москва) стала центром (Римом), Западом по отношению к Азии. Громов одомашнил и русифицировал Хозяина (линия Суханов-Шифрин-Громов все больше конкретного), а от Хунгуреева требовалась восточная фактура.
В третьей части этюд мог бы зацепить за живое, но как-то ничем не кончился. Мирзоев признанный мастер финалов. Его театральные финалы не просто «делают спектакль», они его переворачивают. А в этом кино так не вышло.
Tags: Мирзоев, кино, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments