Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Черные муравьи сильнее красных муравьев.

.
«САМСОН И ДАЛИЛА», Э.Мошинский, МЕТРОПОЛИТЕН ОПЕРА, США, 1998г. (8)

На занавесе - древние письмена, черный буквы на белом листе, как дорожки черных муравьев. С окончанием увертюры на сцену постепенно подается свет и хор проступает сквозь библейский текст. Подобный прием мне понравился в «Мазепе» Большого театра – события проступали на фоне подлинных писем Мазепы, оказывается Стуруа не первый это придумал.

Хор – угнетенный народ, все в черном (мужчины в зэковских шапках, женщины в черных платочках). Не знаю, чем вдохновлялся при постановке режиссер, но я шел по кинематографическим ссылкам, такой убого одетой темной массой изображали пролетариат в фильмах 20-х годов («Метрополис»), похоже (с поправкой на национальную специфику) изображали советский народ в западных и в перестроечных фильмах. Самсон сразу выделяется – осанкой и прической - видный мужчина, муравьиный король. Вот только не на героя-богатыря похож Пласидо Доминго, а на благородного пожилого отца до слез возмущенного несправедливостью, да и поет он тяжело, с ощутимым напряжением (в итальянском спектакле “Самсон и Далила” 2002 года его голос звучит лучше).

Противоположная сторона – угнетатели-филистимляне – это и не люди вовсе, другой биологический вид, другой класс, они очень верно - по-библейски - выведены режиссером за скобки, собственного значения не имеют, а являются лишь орудием в руках Бога, решившего наказать людей (то есть, евреев). Поэтому и похожи филистимляне на марсиан из фильма «Аэлита», цвет красный, пластика муравьиная, на голове антенны, на лицах татуировка (для американских зрителей более значима ассоциация с краснокожими). Другая цивилизация, место букв у них занимают знаки-символы (белая раскрытая ладонь).

Наконец появляется сама Аэлита (то есть Далила). Вместо древней темной Стены Плача на заднике вечно юное синее небо, красный цвет одежд смягчается до оранжевого – девушки филистимлянки в легких оранжевых платьях несут кувшины, танцуют, среди них величественно проплывает муравьиная королева – крупная статная Ольга Бородина поет свободно и легко, движется плавно. Именно такая женщина достойна героя, разве может его мужская сила удовлетворится работницами в платочках. Сила Самсона – вот источник его погибели, он не слышит доводов разума (седобородого старика) - эта музыка скучная, нудная. Он идет в красный муравейник распаленный великолепными восточнымии узорами арии Далилы.

К третьему действию режиссура отходит на второй план, может это и правильно. Режиссер задал внятную систему координат, визуально-драматическую завязку и галантно удалился пропустив на первый план музыку. В роли ослепленного Самсона Пласидо Доминго и его «жалостный» тенор более убедителен (персонаж догоняет певца). Действие в красном муравейнике организовано вокруг большого вертикального столба (что-то вроде магического черного столба в фильме Кубрика "2001", только огромных размеров и красного цвета). Герой обретает силу в слабости и сдвигает, ломает ось красного муравейника.

Пир победителей.

Черные муравьи победили. Где те филистимляне? Где те краснокожие?
Вообще-то опера заканчивается гибелью героя, но победители торжествуют за пределами спектакля. Спектакль в Метрополитен (28 сентября 1998 года - открытие сезона) имел очень примечательное обрамление. Перед увертюрой оркестр п/у Джеймса Ливайна и весь зал исполняют американский гимн.

Представление было историческим во многих смыслах. Это был дебют Бородиной в партии Далилы в Метрополитен. А по окончании чествовали Пласидо Доминго (по случаю 30-летия работы на этой сцене).
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Театр повторного спектакля

    . Планирую поездку в СПб на первую половину июля. Смотрю афишу, составляю театральную программу и наибольший интерес вызывают постановки, которые уже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments