Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Кофе с лимоном.

*
Продолжу про «Трех сестер» МДТ ( http://lev-semerkin.livejournal.com/494664.html ).

- Так остались ли в этом театре мужчины?
- Да.

Главный мужчина в МДТ - Лев Додин. Вот его вафлизация-чебутыкинизация не коснулась совершенно. В среду он был в «Главной роли» на Культуре и на поклоны выходил (выбегал) после спектакля бодрый, импозантный. А главное, конечно, не то, как выглядит, а как спектакль делает. Он вовсе не собирается умирать в актерах, умирать в авторе, ставить только на полутонах, строго по тексту. Он вмешивается, явно, открыто и даже текст изменяет, обостряет. В антракте обсуждали с приятелями его неожиданные, резкие ходы – и то впервые, и это, и так еще никто не делал.

Вершинин появляется не только с кислой миной, но и с расцарапанным лицом (психопатка жена постаралась). В спектакле очень много таких «шрамов», царапин на гладком психологично-привычно-чеховском лице:
- страстный поцелуй Ирины и Соленого (после его слов, «соперника я убью», женское сердце не устояло после такого проявления мужского начала);
- внезапный горячий секс между Ольгой и Кулигиным (не только поцелуй, падают и барахтаются на сцене);
- прощание Тузенбаха с Федотиком и Родэ с затяжными поцелуями;
- реплика пьяного Чебутыкина «у Наташи романчик с Протопоповым» обострена до «у Наташи дети от Протопопова, оба - и Бобик и Софочка».
Царапины выпирают, не всегда точно сыграны актерами, но они обостряют действие и дают много пищи для размышления.

Однако главный контрапункт к унылой актерской ноте «ля» вносит сценография. Александр Боровский сделал прекрасную декорацию, а режиссер ее заселил, обжил (не актерами, мизансценами). Деревянный дом, старые серые доски, большое крыльцо (значительную часть спектакля актеры играют сидя на крыльце, выдвинутом в зал), козырек над входной дверью – такой узнаваемый, родной, провинциальный (в доме моего деда был такой же), ряд окон (если актеры не на крыльце играли, то в окнах). Идеальная гармония, симметрия мизансцен достигается во втором действии. Одна пара на крыльце, другая пара в окнах. Фигуры в прямоугольных проемах, как на портретах, выделены светом -такой прием Боровский уже применял в «Захудалом роде». Также как в СТИ у декорации-дома-альбома есть второй этаж окон. Во время действия я всё ждал, появится ли там кто-нибудь. Появился Чебутыкин в финале, сел в центральном окне и ногу высунул на козырек. Декорация играет. Козырек сыграл роль пресловутой тумбы, про которую Чебутыкин поет («сижу на тумбе я и ножки свесил я»).
Вот оно кофе к лимону – атмосфера, образ старого дома и образ дружной компании, посиделки вечером или в выходной, в комнатах, на крылечке, во дворе перед домом - разговаривают, философствуют, танцуют.
Декорация, мизансцены, свет и дерево. Фактура и фигуры - картинка, визуальная среда. Визуальная партитура выстроена от первой ноты (мины Ольги) до последней (пустой сцены).
Персонажи точно движутся по мизансценам, как по нотам. Декорации и без актеров играет – пустой дом, окна, коридоры, свет, двор перед домом.

Финал сыгран только декорацией, актеры МДТ окончательно становятся фигурами, элементами декорации. Три сестры – надгробная скульптурная группа на ступеньках крыльца, Чебутыкин из окна второго этажа ножку свесил. И тут стена дома начинает отьезжать вглубь. Между сестрами и домом возникает пустое пространство, пустые доски сцены, чистый лист бумаги («чтобы начать нашу жизнь снова»). Что напишут на чистой классной доске? Какую чепуху-renyx'у?
У Додина не в первый раз финал играет движение декорации. В «Дяде Ване» было движение сверху-вниз, стога опускались, здесь движение в перпендикулярной плоскости, в глубину. Для геометрической полноты системы координат в третьем спектакле декорация должна двигаться слева-направо.
А еще пустые доски сцены в финале «Трех сестер» рифмуются с белым листом в финале «Чевенгура».
Tags: Додин, театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…