Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«Как птице в клетке»

*
После «Трех сестер» Кончаловского ( http://lev-semerkin.livejournal.com/492462.html ) посмотрел еще раз запись вот этого спектакля:

"ТРИ СЕСТРЫ", Ю.Любимов, ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, 1981 г. (10)

Съемка с балкона, одной камерой, в основном общие и средние планы, хорошо видны мизансцены, фигуры, а лица и глаза видны только на редких крупных планах и то мутно.
Зато звук очень хорошо записан и потому самое сильное впечатление производят голоса. На картинке – режиссура, как организация сценического пространства (расстановка фигур на доске) и движение (ходы и комбинации ходов). А слышишь другую режиссуру, классический подробный роман, живые, богатые интонации, отношения персонажей, перемены настроения, вязь петелек-крючков образуют ткань. И вот эта ткань разорвана мизансценами, нарушениями бытовой логики, постоянным присутствием на сцене тех, кто в действии не участвует, но наблюдает и слушает, как и зрители. Сцена на сцене (дощатый помост, театрик) превращает остальную часть сцены в продолжение зала. Зрители вместе с персонажами-зрителями находятся в одном пространстве, в одном помещении («На дне» Эфроса продолжало эту таганскую линию, мы вместе с ночлежниками были на дне). Четвертая стена разрушена, но возведены прочные стены помещения, в которое мы вместе с актерами заключены.

Голоса звонкие, ясные, характерные, у каждого свой темп и свой тембр. Таким образом, видеосьемка точно соответствует природе спектакля - прекрасные голоса в мутной картинке, как души в бренном теле. Прекрасные люди в убогой, темной обстановке, как «птицы белые» в грязной клетке из ржавых прутьев. То ли внутри маленькой убогой, закопченной церквушки (чад и полумрак). То ли в неказистом деревянном домике в убогом провинциальном городке. То ли в казарме или каком другом казенном месте.

Раннею порой, омрачая мир,
шел понурый строй, рядом - конвоир командир.
А душе в ночи снился чудный сон -
верба и грачи, колокольный звон.


Где-то там за тысячи верст, большая настоящая жизнь – Москва, прекрасный город детства, там были живы отец и мать, а улицы, дома, комнаты, люди были большие и светлые.
В первом действии Москва совсем рядом, за боковой кирпичной стеной. Консервную банку только что запаяли, никто еще не успел осознать. Ольга в первых сценах несколько раз показывает рукой на зеркальную стену, туда где Москва находится.
А голосу Тузенбаха совсем простому и небогатому помогают голоса Качалова (из Москвы) и Юрского (из Санкт-Петербурга).

Три сестры такие разные. Разные голоса, даже цвет платьев разный - у Ирины белое, у Ольги зеленое, казенный цвет. У Маши черное.
Маша значительная, углубленная, сосредоточенная, созерцательная. С философским складом. Но совсем без высокомерия, это слышно в словах о муже – к нему я привыкла. Хороший собеседник - разговаривает со зрителями, размышляет вслух, делится. Спокойные интонации и только один нервный срыв, короткий, расставание с Вершининым. Прощание через рампу, он там на сцене, она здесь в зале.

И четыре действия пьесы такие разные. У каждого свой тон.
Первое действие – утреннее, праздничное, особенно сильный контраст между звуком (голосами) и картинкой (обстановкой). Интонации такие свежие, взволнованные. Ирина взлетает на помост, руками машет, как крыльями. Андрей влюблен (в местную барышню). В голосе Кулыгина учительская бодрость. Только Маша печальнее и трезвее всех, тоньше чувствует, быстрее осознает. Но и она оживляется с приходом свежего человека, полковника Вершинина (только что из Москвы). Москва – рядом.

Второе действие - вечер. Совсем другие интонации, другое звучание голосов. Зимний вечер, быстро темнеет. А телевизора тогда еще не было и даже электричества не было, полутемные комнаты, свечи. А Наташа ходит и гасит эти свечи. Голоса звучат по-домашнему. Обитатели дома и гости коротают долгие вечера, разговоры разговаривают, философствуют, ухаживают. В конце второго действия как и в конце первого обьяснение в любви, на том же помосте в той же мизансцене.

Я не могу жить без вас. О, мое блаженство! О, счастье!
Роскошные, чудные, изумительные глаза, каких я не видел ни у одной женщины...
Мне так хорошо, душа полна любви, восторга... Дорогая моя, хорошая, чистая, будьте моей женой!


У Андрея с Наташей срослось, у Соленого с Ириной не срослось.

В третьем действии место то же, но звучание другое, интонация взвинченная. Исчез уют, тихие посиделки – пожар, бедлам, дом полон чужими людьми, нервы, скандалы, грохот, Чебутыкин швыряет камни в стену.
Это была кульминация. А в четвертом действии разрядка. Голоса звучат спокойно и гулко – в садике перед домом, облетела листва. И смерть Тузенбаха в казенной роще проходит как-то вскользь. Вот так незаметно и закончился этот подробный роман.

И в финале несколько послесловий, одно за одним, через запятую, от нескольких персонажей.
От Маши – философское.
От Ольги – казенный оптимизм.
От Ирины все-таки надежда. Все-таки молодость берет свое.
От Чебутыкина бессмысленная та-ра-рабумбия.
От Анфисы – маленькое счастье в казенной квартирке. Это слово постоянно звучит в пьесе – казенная роща, казенная палата, казенные бумаги. Любимое слово Ферапонта. Ферапонта играет Арцибашев, если я правильно узнал по голосу. Голос такой молодой и упорный. Человек начитанный, знает латынь (все время переводит зрителям фразы учителей), интересуется жизнью в столицах.

А мы, зрители возвращаемся в своё время и в то самое место, куда стремились сестры – снова открывается боковая стена. Там Садовое кольцо, поток машин, духовой оркестр, музыка играет так пронзительно. Мы, побывав тремя сестрами и офицерами артиллерийской бригады, которых переводят не то в Читу, не то в Польшу, вернулись в Москву. Вот и сбылась мечта идиота.

=======
Первый отклик на запись - http://lev-semerkin.livejournal.com/456614.html
Отклик на живой спектакль - http://lev-semerkin.livejournal.com/197798.html
Tags: Таганка, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments