Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Сон в грозовую ночь.

"ГРОЗА", Н.Чусова, "СОВРЕМЕННИК", Москва, 2004г. (9)

Чего в спектакле нет:
1) Нет попытки поставить пьесу Островского "Гроза". Из пьесы взята только сюжетная схема, имена и схема родственных связей героев. По этой канве Нина Чусова вышивает свои собственные причудливые узоры. У спектакля подзаголовок - "фантазия на тему пьесы", это надо сразу иметь в виду, чтоб не тратить первое действие на то, чтоб отстроиться от пьесы и настроиться на спектакль.
2) Нет попытки угодить зрителю, упростить пьесу, сделать более понятной. Скорее наоборот - изощренная авангардная режиссура усложняет восприятие Островского - автора обычно доступного для самых неискушенных зрителей.

Что в спектакле есть:
Великолепный визуальный ряд, изыскано красивый и не поддающийся обьяснению на логическом уровне. Можно не напрягать голову и просто смотреть картинку, а если вспомнить спектакль "Гамлет.Сны" Жолдака или «Сон в летнюю ночь» В.Мирзоева, то можно считать эту "Грозу" - снами. Содержание проявится потом.

Финал первого действия - свидание Катерины и Бориса - пожалуй самая красивая сцена не только в этом спектакле, но и среди всех московских премьер последних лет. Вспышки молний освещают декорацию, на всех этажах распахиваются ставни и разлетаются из окон белые занавески. Если эта сцена "пробьет" зрителя, то "прокатит" и второе действие, еще более далекое от Островского - и "театр в театре" и праздничные танцы (под Моцарта!) и неожиданно мрачные, трагические финальные сцены на длинном черном столе.
А начинается спектакль в трехэтажной декорации-клетке, где люди живут, как голуби, взаперти (клетка с настоящими голубями тоже присутствует). Живут здесь мамаша в очках с русыми косичками, четыре ее уменьшенные копии в таких же очках с такими же косичками (дочь Варвара и три дуняшки), маменькин сынок-голубятник Тихон и невестка Катерина словно черная овечка среди белых. Она "другая", сразу бросается в глаза несовместимость. Катерина еще сама об этом не знает, ластится к Кабанихе, повторяет все что делают белые овечки. Не знает о несовместимости и Кабаниха, головой не знает, но кожей уже чувствует "чужую", потому и придирается так несправедливо.
"Чужая" живет чувствами, она непредсказуема и опасна. Словно из маленькой черной точки на горизонте возникает смерч и семейный порядок летит вверх тормашками: Варвара расплетает косички и убегает из дому, Тихон спивается, Борис пугается и бежит (не знает что делать с такой страстью), даже Кабаниха в конце концов захвачена вихрем, тоже расплетает свои косички и начинает задаваться вопросами Катерины "почему люди не летают". Сцена опустошается и затемняется, словно дом превратился в пепелище. Если финал первого действия это "эротическая" часть сна в грозовую ночь, то второе действие постепенно становится ночным кошмаром.
Декорация второго действия - огромный пластиковый мешок во всю ширину и высоту сцены. Там собирается темная вода (это Волга или грозовая туча). Первое действие сопровождается постоянным воркованием голубей и шумом крыльев, второе - постоянным стуком крупных дождевых капель. В финале Катерина забирается вверх по веревочной лестнице, то ли погружается в воду, то ли поднимается в небо. Черная гибкая фигурка свободно парит на темно-синем фоне. Она прекрасна. Как во сне.
=====
ред. 14.10.04
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments