Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Чудаки.

*
"ТРИ СЕСТРЫ", А.Кончаловский, ТЕАТР им.МОССОВЕТА, 2012г. (4)

Одним бароном «Тремя сестрами» больше, «Тремя сестрами» меньше… какая разница.
Вот такие «чебутыкинские» впечатления были от спектакля. Режиссер с актерами много поработали, много чего понапридумывали, но в систему это не сведено. Придумки торчат в разные стороны. Только тема завяжется, тут ее и бросают.

Спектакль состоит из картины (пьесы, сыгранной актерами) и рамы (режиссерского эпиграфа из письма 1924 года на тему «России, которую мы потеряли» и кинодокументального послесловия на тему Второй мировой войны). Рама содержит месседж прямолинейный и нечеховский, для газетной статьи, а не для спектакля в академическом театре. Можно сравнить чеховских военных с военными 40-х, но ничего важного, интересного, содержательного я из этого сравнения не извлек. Рама у картины дешевая, а вот в самой картине было на что посмотреть

Персонажи поделены на две группы. Чудаки и нормальные.
Чудаков большинство. Это про них Астров говорил:

Кругом тебя одни чудаки, сплошь одни чудаки; а поживешь с ними года
два-три и мало-помалу сам, незаметно для себя, становишься чудаком.
Неизбежная участь. (Закручивая свои длинные усы.) Ишь, громадные усы
выросли... Глупые усы. Я стал чудаком, нянька...


Каждому чудаку в спектакле придуманы какие-нибудь «громадные усы».
Самые большие у Вершинина-Домогарова (в буквальном смысле большие усы, а также прямой пробор, монокль и грассирование, облик из рекламы иллюстрированных журналов 100-летней давности)
У солидного Кулигина- Бобровского тоже усы
У Тузенбаха-Деревянко маленького, жалкенького напомаженная шевелюра.
Огромная седая шевелюра у чудаковатого вечного старца Ферапонта-Ленькова
Чудачка-училка старая дева Ольга-Кузнецова (Ольге придумана любовь к Вершинину, но уж слишком жирно эта линия прочерчена).
Ну и парочка чудаков Федотик и Родэ, нечто вроде Пата и Паташона.

Есть и режиссерские чудачества – в перерывах между первым и вторым, а также третьим и четвертым действиями показывают кино – коротенькие видеоинтервью с актерами: что для вас Чехов? Есть ли у вашего персонажа недостатки? Кто-то всерьез отвечает, кто-то «раскалывается».

Больше всего режиссуры потрачено на Машу-Высоцкую, но тут старания не помогли, никакого чудачества не вышло. Маша осталась говорящей, иногда истерящей куклой (жаль, что не рискнули дать Высоцкой какую-нибудь другую роль, роль на сопротивление, роль Ольги или Наташи).
У Маши чахотка, актриса старательно кашляет, но в это не очень веришь, уж очень у нее загорелая, несмываемо-глянцевая внешность.
В последнем действии Маша появляется с большой цветастой сумкой. Сумка настолько яркая, так сильно царапает глаз, не вписывается ни в эпоху ни в цветовую гамму спектакля, что ушлый зритель сразу говорит - Ба! Куда это она собралась? Неужели хочет бежать из дома с Вершининым?
Жаль, что Вершинин в последний момент передумал. Он - персонаж немой фильмы, вполне был способен сделать роковой шаг. Жену с дочерьми бросить на Ольгу, артиллерийскую бригаду на Соленого, а сам с Машей в Париж.

Совсем не досталось чудачеств младшей сестре Ирине, актриса с молодым природным обаянием, но совершенно неубедительно играет срывы и истерики.

Брат Андрей и Соленый сыграны вполне нормальными, вписались бы в любую традиционную постановку этой пьесы.

Самые интересные из нормальных персонажей Наташа-Вдовина и Чебутыкин-Багдонас.
Вдовина играет женское начало, чуть под Елену Соловей (не так жирно, как играла Аркадину Розанова в «Чайке», а именно что «чуть»). В ней море женственности и витальности, животного обаяния и животной силы, женского инстинкта по обустройству гнездышка. Она царит, она гармоничнее, сильнее, обаятельнее, интереснее сестер, она побеждает потому, что знает чего хочет.
Чебутыкин – полная противоположность. Он в этой компании лишний, посторонний. На вид – благообразный и тихий старичок. Закрытый – и в этом есть загадка. Раскрывается он только однажды – в пьяном монологе. Монолог - сильный, пожалуй это самый сильный эпизод спектакля. На премьере аплодисменты по ходу действия были только дважды – на выход Домогарова и после монолога Чебутыкина.

К сожалению самые интересные актерские работы (Домогарова, Деревянко, Вдовиной и Багдонаса) остались ролями-в-себе, у первых троих нет достойных партнеров, не с кем сыграть, развить.
Рядом с Тузенбахом нет Ирины и нет Соленого, они из разных спектаклей.
Рядом с Вершининым Маши (с лица Вершинина время от времени спадает маска и не потому что актер забывает про грассирование и монокль, этот фат не так прост, он чувствует глубоко, он скрывает несчастье под маской).
Рядом с Наташей нет Андрея (непонятно, как она к нему относиться, отношения в этой паре не сыграны).
А Багдонаса бросил режиссер. В первых трех действиях Чебутыкин был специально выделен режиссером, остановки действия, затмнение и мертвенно бледный свет, выделял его фигуру из мрака. Это пунктир куда-то вел. Что-то обещал. Привел к пьяному монологу и затем оборвался.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…