Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

The Young Person's Guide to La Divina Commedia

*
"БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ", Э.Некрошюс, МЕНО ФОРТАС, Литва, 2012г. (9)

У спектакля есть эмблема – медная тарелка разрезанная по спирали. Так по спирали срезают кожуру апельсина или яблока. Очищенный апельсин тоже присутствует на сцене – большой шар, земной шар, из него, из-за него появляется хор (массовка). Спираль – геометрическая модель Дантова Ада. Музыка ада – шум (по разрезанной тарелке бьют колотушкой). В Чистилище доносится райская музыка, музыка небесных сфер Рая, который расположен за сценой, выше (оттуда опускаются наушники) и в левой кулисе (оттуда идет яркий свет, Рай ослепит, если его показать непосредственно, на сцене). Также на сцене присутствует театр (зеркало за черным бархатным занавесом) и маленький оркестрик - рояль, большой барабан и скрипка. На авансцене два постамента, на постаментах два фолианта.

Спектакль счастливо избежал опасности быть погребенным под тяжестью фолианта. На сцене не «Божественная комедия», а попытка разыграть сцены из «Божественной комедии, сделать этюды, представить в лицах (и сделать это лег-ко, шутя-играя, весело). Спектакль о волшебной силе искусства, о литературе (о Книге), о театре (об Игре), о музыке. Попытка поэта замахнуться на образ мироздания, попытка композитора передать музыку небесных сфер, попытка режиссера показать это на сцене. Проекция макромира (мироздания по Данте) в микромир театральной студии. Спектакль разыгран молодыми для молодых, если взглянуть молодыми глазами, то главное в Божественной Комедии – божественная любовь. И ее вполне конкретное проявление - любовь Данте к Беатриче, главная линия спектакля. С нее начинается (не с «земную жизнь пройдя до половины», а раньше, с главного события пройденной половины – встреча с Беатриче, любовная лирика), гимном любви заканчивается. Глобальное показано через частное и земной глобус в финале оказывается эмблемой любви двух молодых людей, двух половинок, созданных друг для друга и разьединенных жестокой судьбой. И вновь соединенных в воображении, сначала в книге, а теперь и в театре, под театральной маской.

Найденная интонация, светлая, насмешливая придает спектаклю божественную легкость, он не упирается рогом, а скользит по страницам фолианта -
комические сценки-эскизы (Данте – турист, с Вергилием экскурсоводом, он собирает автографы великих людей)
и даже (впервые у Некрошюса) танцевальные сцены;
а также комментарии и пояснения, которые простодушно зачитывают, обращаясь прямо в зал.
Исполнитель главной роли не забирается на котурны, остается самим собой, молодым человеком 21-го века, светлым, открытым, думающим, чувствующим, идеальным "туристом" и идеальным проводником для зрителей в путешествии внутрь великой книги.

Но есть у такого легкого-скользящего подхода и оборотная сторона. Теряется архитектура первоисточника (архитектоника, нумерология и симметрия продуманная и просчитанная) . Спектакль в трех действиях, но они не соответствуют трем книгам (два действия на Ад, а Чистилище и Рай в третьем, театрально, визуально, на слух эти три разных места, три этапа экскурсии ничем не отличаются). В первом действии есть структура – предисловие и первые круги Ада. Затем структура исчезает и не всегда понятно, в каком месте здания мы находимся. Внимание актеров и зрителей какие-то эпизоды пропускает, на каких-то случайно застревает (почему о Магомете больше, чем о Люцифере?). Слишком велика книга. Слишком большой поток информации, поток образов захлестывает. Четко усваивается первая часть и финал.

=======

Как работает Некрошюс. Пример непрямой и опережающей театрализации поэтического образа. Еще во время спектакля заметил, а сейчас нашел точную цитату

Когда я телу дал передохнуть,
Я вверх пошел, и мне была опора
В стопе, давившей на земную грудь.


Сначала Беатриче "давила стопами" грудь спящего Данте, а через несколько минут текст прозвучал (появился в титрах).

=======

продолжение про Яго в роли Данта - http://lev-semerkin.livejournal.com/492589.html
Tags: Некрошюс, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…