Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Мальчик Кай и его театр.

.
Однажды очень смеялся, когда на вопрос, что означает такая-то сцена, я ответил:
«Ну что означает! Такой театр!»
Он потом часто повторял, смеясь: «Такой театр! Такой театр!»


( Левитин о Фоменко http://ermitazh.theatre.ru/people/levitin/17348/ , вместо эпиграфа)

Прочитал (спасибо блогоприятельнице stepanova_anna ) конспект лекции Константина Богомолова «Бесчувственное. Новая жестокость» ( http://stepanova-anna.livejournal.com/416907.html ) .
Очень важный текст - и содержательный и ясный (сжатое до тезисов развитие того, что Богомолов говорил на Дожде, см. http://lev-semerkin.livejournal.com/483755.html ).

Театр Богомолова это как раз ТАКОЙ ТЕАТР. Но не у всякого «такого театра» есть манифест, а этот конспект можно считать манифестом.Новым манифестом театра жестокости или манифестом театра новой жестокости или манифестом нового театра жестокости, театра жестокости эпохи пост-модерна приходящего на смену старому театру жестокости Арто, театра «старой жестокости» эпохи модернизма .

Манифест претендует на всеобщее, быть манифестом театра как такового, а не частного «такого театра», одного из. Я рассматриваю такую претензию как разновидность энергии заблуждения. Для создателя такого театра может быть полезно видеть его единственно возможным, а зрителю никто не мешает видеть театр многополярным, как многополярен мир. Если по Гамлету «весь мир – тюрьма», то эта тюрьма многокамерная. «Дания» – это одна из камер.
В чем ее особенности:

1. Такой театр Богомолова это пустая камера

Искусство стало применять тактику отступления.
Оно создает пустые, полые структуры, глядя на которые зритель должен «запустить» работу собственного мозга и души. Проснуться.
Как в метро – когда остановлен эскалатор. Он должен вас везти. Но он остановлен. И он не будет двигаться. И вам остается одно – двигаться самому.


2. Внутри этой камеры нет никакой «четвертой стены»

искусство начинает работать не столько над порождением смыслов, сколько с законами восприятия залом. Провоцирует. Переносит область конфликта из внутрисценического пространства в пространство между сценой и залом.
Банальный Черный Квадрат – классический случай провокации восприятия.
Вы ждете от нас вымышленного мира, истории, чувств?
Нет.
Наблюдайте за собой.
Смотрите, что происходит с вами.
Искусство перестает быть “вымыслом”, перестает быть забытьем.


3. В этой камере исчезла «иллюзия» Корнеля и «над вымыслом слезами обольюсь» Пушкина.

Проблема заключается в крайней психологической изощренности современного зрителя.
Мы подошли к той черте, когда «над вымыслом слезами обольюсь» перестает работать.

начав практическую деятельность, я вдруг обнаружил: я не верю... не верю в возможность подлинного на сцене или на экране.
И не только я.

Артисты, молодые артисты особенно - не верят себе.
Они вдруг обнаружили, что любая попытка эмоции на сцене – сорт кривляния.
Людям драматического искусства НАДОЕЛО ТОРГОВАТЬ ЧУВСТВАМИ.
Надоело притворяться, будто их искусство подлинно и сакрально.
Надоело строить из себя жрецов, проживающих чужие жизни.


4. Там исчезает театральная вера в предлагаемые обстоятельства (там Станиславский не сможет сказать ВЕРЮ или НЕ ВЕРЮ).
Но не только, там исчезает и вера вообще (оставь ее всяк туда входящий). В пустой и холодной камере человек бесконечно одинок.
И за стенами камеры ничего нет, пусто внутри, пусто снаружи.

Перенос ответственности за порождение смыслов и эмоций в сознание зрителя совпадает с наступлением пострелигиозной эпохи, с отказом от Бога и переносом ответственности за жизнь и поступок на Человека.

5. Благодарный Зритель такого театра должен стать сверх-зрителем, изощренным, умным и сильным.

Изощренный и умный зритель не боится эмоции. Он ее презирает.
Как презирает попытку нищего выжать из него сочувствие в надежде на воспомоществование.
Умный зритель сильнее и сложнее вымышленных миров.
А опыт его всегда богаче.
Отказ от вымышленного мира подобен отказу от наркотика. От утешения. От религии.
Моя реальность и мое сознание сильнее.


6. Такой театр Богомолова это самая холодная из камер, морозильная камера.

для того, чтобы Ваше сердце «заговорило», оно должно срезонировать с куском ЛЬДА.
Так нам требуется ХОЛОДНОЕ искусство...
Только тогда сердца наши заговорят САМИ.


Мальчик Кай молча выкладывает из «кусков ЛЬДА» своё СЛОВО.
Tags: Богомолов, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…