Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Солнце взойдет !

*
"МАКБЕТ", Дж.Стрелер, ЛА СКАЛА, Италия, 1975г. (9)

При таком составе исполнителей главных ролей (Капуччилли-Веретт) «Макбет» представляется сюрреалистически вывернутой вариацией на тему «Отелло». Макбет - европейский белый человек, крупный, но рыхлый и неврастеничный. А его леди – черная пантера, гордячка. Они - пара, это подчеркнуто и пластикой и костюмами (их парные сцены поставлены как переплетение шлейфов). Банальное «муж и жена - одна сатана» сюда не подходит, при сходстве пластическом несходство и даже противоположность характеров. На этот счет есть другая и уже абсолютно макбетовская пословица - «Жена да муж — змея да уж».

Первый выход Ширли Веретт производит грандиозное впечатление на публику. В конце сцены действие останавливается на долгих 5 минут (надо будет уточнить хронометраж) для бурных продолжительных аплодисментов и оцветочивания. А вот сомнамбулическая последняя сцена не так эффектна, только выход поставлен режиссером – она выходит на самый край сцены (в глубине), будто на конек крыши, на миг теряет равновесие и свеча выпадает из руки и падает вниз. А дальше просто медленное движение в противоположную кулису. И ни одного хлопка после арии. Эффектно заявленный образ не развивается, не меняется. В этом линия леди Макбет совпадает с линией всей постановки – режиссура сосредоточена в начале, первые сцены приводят в восхищение ( http://lev-semerkin.livejournal.com/490160.html ), а потом спектакль движется по инерции, картинка почти не меняется и удивляет глаз только бледными ликами духов в сцене второй встречи с ведьмами.

Постановка получилась полу-стреллеровская полу-традиционная и постепенно сползает с первого (режиссерского) уровня на второй (традиционный, безрежиссерский, когда в качестве постановщика выступает безличная традиция). В некоторых сценах режиссеру пришлось пойти на компромисс и даже временно «умереть» в традиционных мизанценах. Менее всего присутствие режиссера видно в короткой сцене убийства Банко – какие-то вампучные кручи, отряд убийц в черных плащах – человек тридцать. Единственный впечатляющий момент – звериные полумаски. В благородный и масштабный минимализм сценографии эти кручи из папье-маше не вписываются. Места действия здесь предельно условные, обобщенные.
Замок Макбета «сделан» с помощью огромной полутемной глухой стены, даже двери нет, есть только щель в стене, как будто между коврами. В сцене праздника декорацию дополняют длинные столы из кулисы в кулису. В комнатных сценах чувствуется влияние «Ивана Грозного» (костюмы, силуэты Макбетов, шлейф, который тянется за фигурой и изгибается, как хвост пантеры, всё это словно по рисункам Эйзенштейна).
В природных сценах любимая Стрелером сценография с линией горизонта. На дальнем от зрителя краю сцены -бугор, край земли и на заднике – небо. Из-за бугра поднимаются силуэты воинов (сначала треугольные флаги, потом шлемы). В финале – силуэты деревьев (бирнамский лес приближается, надвигается, наступает).
В трагической сцене бедствий народных хор одет в манере Эль Греко (хотя тут возможно искажение цвета из-за многократной перезаписи). Сцена поставлена банально, без режиссуры, еще банальнее выглядит Макдуф, режиссер возвращается в самом конце, когда дает на заднике приближение восхода солнца. Мысль режиссера пробивается сквозь вампуку пунктиром и ведет спектакль к торжественному ликованию в финале. Вот это сейчас выглядит как вызов – сцена ярко освещена, хор в ярких одеждах, блестят латы, сверху флаги, в центре вождь. Никто из современных режиссеров не решался на такую цельность и простоту («неслыханную, как ересь»), на позитивный месседж совершенно без задних мыслей. А у Стрелера он тщательно подготовлен и сгущением мрака до самой нижней трагической точки и первым приближением восхода именно в этот момент.
Tags: Стрелер, опера, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments