Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Vox populi

*
"МАКБЕТ", Д.Черняков, ПАРИЖСКАЯ ОПЕРА / Новосибирская опера, 2009/ 2008г. (10)

В «Макбете» Чернякова нет ведьм. Есть хор, то есть народ.
Один и тот же народ и в первой затактовой сцене (перед увертюрой, еще в СССР), и в сценах с ведьмами первого и второго акта (народ вместо ведьм), и в сцене беженцев и в сцене убийства Макбета. Этот народ чем-то похож на народ с тостерами из «Черного молока» Сигарева, простой, небогатый, провинциальный (насколько парижские актеры могут изобразить жителей русской глубинки). За разборками олигархов из первого действия это народ наблюдает, как за сериалом по телевизору, что называется «запаслись попкорном и пивасиком».

У супругов Макбетов жизнь рушится, финал первого действия - праздничный корпоратив в особняке Инвернесс не задался, новоиспеченный председатель правления повел себя неадекватно, гости разбежались. А леди так старалась, наряжалась, фокусы показывала. Бывший работник культуры, в мценском клубе театральный кружок вела и вот наконец стала первой леди.
Конец всем планам и мечтам, конец семье - сидят они на одном стуле, но друг друга не касаются, он погружен в свои мысли, она глядит на него с презрением – не смог, "слаб на голову" оказался. И ничего уже не поделаешь.

А дальше Макбет хватается за соломинку, «припасть к земле» - последнее средство, Макбет выходит к народу. В первый момент ожидаешь, что вот он выйдет на площадь и сразу бухнется на колени перед всеми, во всем сознается, как Раскольников (и лицо у Тильякоса исступленное, похож на Раскольникова). Тогда жизнь по другому пойдет, разорванная ткань соединится.

Но нет. И герой не тот. И народ не тот. Некому каяться. Не перед кем каяться. Народ – толпа зевак, Макбет то заискивает перед ними, то вдруг пистолетом начинает размахивать. В античной трагедии герой гибнет. В современной трагедии гибнет хор. Но «Макбет» Верди не трагедия, а драма со счастливым финалом. И «Макбет» Чернякова не трагедия, а печальная частная история одного человека – инженера из какого-нибудь Мценска, который стал бизнесменом. Макбет - родной брат Руслана в серой куртке ( http://lev-semerkin.livejournal.com/424094.html ) или Алексея в кроссовках из "Игрока" ( http://lev-semerkin.livejournal.com/225215.html ).

Хор не гибнет. После того как Макбет становится председателем правления компании МЦЕНАТЕП, он скупает землю в городе, а жителей выгоняет. Сцена исхода беженцев совсем как в «Аиде» - последний дни наступают. Терпилы, бедолаги, попкорном запасались – вот и дождались. Полное ничтожество народа подчеркнуто тем, что предводитель Макдуф поет свою арию в детском загончике. Рядом жена и маленький ребенок.
И вот тут упав на самое дно народ очнулся. Анчоусы восстали. Вердиевский марш сначала так жалко и тихо звучит, но потом хор его подхватывает и все мощнее и мощнее.

Мценск на электронной спутниковой карте заволокло дымом, дома разрушены, особняк Макбета тоже почернел от копоти. А камин в гостиной (любимой черняковской "коробочке"), горевший все первое действие – потух. Леди сходит с ума, в последний раз примеряя актерский цилиндр. Виолета Урмана в этом спектакле целую историю играет, и как играет, как меняется эта «простая русская баба» (сестра Людмилы) в вязаной кофте!

Особняк берут штурмом. И никакого бирнамского леса не понадобилось, разве что в очень переносном смысле - народ, как лес, как безличная, над-личная субстанция.
Хозяина толпа растерзала и бросила окровавленного. Последнее слово умирающего никого не интересует, вышли из комнаты и начинают крушить стены.

Вот так кончился дом Макбетов. На сцене, как и в начале спектакля, экран компьютера, на экране электронная карта, шевельнули движком масштаба и развалины дома стали все меньше и наконец совсем незаметны на общем плане уже отстроенного Мценского муниципального образования.
Народ ведь с самого начала предсказывал, что всё будет хорошо, к власти в городе придут крепкие хозяйственники, потомки Банко.
=======

пометки на полях программки - http://lev-semerkin.livejournal.com/489087.html
игры в антракте - http://lev-semerkin.livejournal.com/488753.html
Tags: Черняков, опера, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments