Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Глазами Благодарного Зрителя.

*
"ДАР", Е.Каменькович, МАСТЕРСКАЯ ФОМЕНКО, 2012г. (7)

На взгляд читателя это явная неудача.
Перенести роман Набокова на сцену не удалось.
Книга сложносочиненная, чувственная и интеллектуальная, с напряженным сюжетом чувств и сюжетом мысли (и для меня - самая любимая из набоковских).
Спектакль медленный, банально-иллюстративный, прохладный, линейный.
В инсценировке не повезло двум четным главам романа – второй и четвертой. Четвертая глава о Чернышевском исключена, а во второй самое главное – рассказ об отце - урезан по самое не могу, этот персонаж стал второстепенным, частью фона, массовки.
Три нечетные главы – линейный автобиографический роман взросления (первый шаги в литературном мире, женитьба). В двух четных - два полюса, две контрастных истории жизни из серии «делать жизнь с кого». С товарища Дзержинского Чернышевского не надо, надо с господина Годунова-Чердынцева. Образ отца – самая сильная часть «Дара». Не дар писать, а дар жить. В спектакле нет такого отца - потеря самая досадная для Внимательного Читателя.

Но я же воспитываю в себе Благодарного Зрителя и сделал вид, что забыл о существовании любимого романа. Смотрел самостоятельную театральную историю, она долго не складывалась, не загоралась. Но в конце концов сложилась. Полыхнула собственным бледным огнем.

Главный успех спектакля как раз том, чего нет в романе. Роль поэта-прозаика Годунова-Чердынцева (то есть, Сирина-Набокова) играет Малышев-Кутепова. Раздвоение главного героя – главный спектаклеобразующий прием. Рядом с малопримечательным начинающим писателем находится его двойник, может быть автор романа (как и было обещано главным героем, реальность превратится в роман не сразу, а через несколько лет), взрослый мастер - Набоков и одновременно идеальный абсолютный писатель, Гоголь. А может быть это огромный нос великой русской литературы, без пола и возраста, не человек, а литературный дар, чистая литературная мистификация, как определить пол и возраст носа? Пример авторской интонации, гнусавой, в нос.
=======

продолжение отклика - http://lev-semerkin.livejournal.com/487951.html

пометки на полях программки - http://lev-semerkin.livejournal.com/487588.html (френдз-онли)
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…