Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Старые стены, бесплотные тени.

*
Вахтанговская «Пристань» не тот случай, когда надо увлекаться разбором спектакля на составные части. Сделать это легко, ведь он и смонтирован из частей, отдельных эпизодов. Но свой смысл эпизоды обретают только внутри общей конструкции и содержание звучит только в качестве вариации общей темы постановки.

За всеми актерами шлейф ролей. За Борисовой две своенравных дамы – Настасья Филипповна и принцесса Турандот, за Максаковой - Пиковая Дама, за Лановым пылкий, приподнятый над реальностью принц Калаф, а за Этушем тихий, мягкий ребе из «Заката».
Соломон в «Цене» другая вариация еврейской темы, персонаж тоже негромкий, с точным речевым акцентом, публика сразу узнает и реагирует, но не мягкий, а острый, искра в черных глазах Этуша оказалась не подвержена времени, глаз сверкает, он власть имеет, полную власть над залом и казалось над временем тоже. Соломон крепок, как старая прочная мебель, сделано на века. Но новому веку такая долговечность как раз и не нужна, ему не нужно постоянство, ему нужны перемены, вечная молодость. Соломона торопят, его не слушают.

Основная смысловая нагрузка легла на самую старшую часть старшего поколения – Коновалова, Яковлев, Лановой, Борисова, Этуш. Их бенефисы идут один за другим и это лучшие эпизоды спектакля.

Начинается спектакль с «Жизни Галилея», это торжественное вступление, здесь предьявлен Большой Стиль и большой масштаб декорации и манера игры величественная, на котурнах. Шалевич играет крупно, фактурно, но «глаголом не жжет». Публика смотрит уважительно и отстраненно, настраивается, входит в курс дела.

А вот следующий бенефис, контрастный по манере игры, растапливает лед. «Благосклонное участие» - какое прекрасное старомодно звучащее название. Бенефициант (Галина Коновалова) сходит с котурнов и выходит на авансцену и обращается в зал с рассказом о себе – откровенно, иронично. Партнеры бессловесны, играют эксцентричные шаржи. Постепенно происходит настройка, снижается темп, появляются паузы, общее дыхание. Актриса дает камертон. Спектакль заземляется и сразу отрывается от земли. В финале актрису поднимают, возвращают на котурны. И затем до конца первой части спектакль движется ровно, набирая высоту.
Бенефис Юлии Борисовой – «Визит дамы» представляет собой полный контраст к бенефису Коноваловой. Игра на котурнах, в павлиньих перьях, актриса полностью завернута в маску, как в кокон. Она царит.

Только в этой постановке я наконец-то понял, про что написана пьеса Дюренматта – про Европу и Америку. Видимо постоянное чтение текстов блогоприятеля alexandrov_g обострило геополитическое зрение. Америка как возмездие Европе за грехи и грешки. Молодая Америка, как наказание для старой Европы.
И тихий рассказ Бунина из «Темных аллей» поставленный совершенно в другой манере, без эффектов, на одном только диалоге двух людей, оказался тоже про геополитику. Частная история сообщила нечто о большой истории, о русской революции. О стране, которая обрушилась из-за того, что эти два человека когда-то расстались.
Рассказ Бунина «В Париже» заканчивает мольбой о пощаде, Miserere mei Deus музыкальный лейтмотив спектакля.
Шумовой лейтмотив – звук волн, бьющих о пристань.

Золотая нить, связывающая оба действия – стихи Пушкина в исполнении Ланового, он появляется посередине первого действия и посередине второго. Рассекает оба действия золотым сечением и связывает их между собой смысловой и поэтической рифмой.

Спектакль очень большой и смысловых центра у него два. Это два максимально контрастных по возрасту персонажа: 30-летний русский дворянин-поэт и 90-летний еврей-торговец. Самые светлые герои спектакля.
Этуш и Лановой играют два взгляда на тему времени, просвечивают тему вглубь с противоположных концов.

Два последних эпизода «Филумена» и «Игрок» не добавляют принципиально ничего нового, не углубляют тему, а дают комическую разрядку, демонстрируют актерский диапазон – какую неожиданно острую характерность может выдать Князев, как эффектно носит костюм батьки Махно (папаху и галифе) бабуленька - Максакова.

Максакова подводит черту, последнее слово спектакля - о постройке каменной церкви. Каменной! То есть того храма, в котором и происходит действие «Пристани». Населенного бесплотными тенями минувшего. Мы видим ауру вахтанговского театра. Тени возникают, одна за одной в светящемся воздухе сцены.
Tags: Музыка Александрова, Туминас, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments