Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Часы с боем снова идут.

*
Казалось бы МХАТовское «Соло для часов с боем» Ефремова и Васильева невозможно повторить. Эти часы остановились и сданы в музей. Ефремова уже давно нет, Васильев уже очень давно не ставит спектакли «с портретами» (как он это называет), да и нет уже такого количества «портретов» ни в одном театре.
А вот ведь повторили.

Нашелся такой режиссер. И ведь Туминас начинал «Мелодией для павлина» - дипломный спектакль сделанный как раз в театре им.Станиславского, где в конце 70-х работал Васильев. И если я не ошибаюсь (надо бы найти программку и уточнить) Васильев был руководителем постановки. Эстафета, принятая через столько лет.

Нашелся такой театр. В театре им.Вахтангова сейчас самая представительная портретная галерея в фойе, четыре народных артиста СССР (Борисова, Лановой, Этуш и Яковлев). В остальных наших театрах, даже самых исторических-академических, если и есть такие динозавры, то один-два.

Часы с боем запустили снова. С новым механизмом (литовского производства). Из других (вахтанговских) деталей. Но это ТЕ ЖЕ САМЫЕ часы, старинные, которые ВРЕМЯ показывают.
Спектакль о времени и о жизни. О жизни театра во времени и о жизни человека во времени. О прошедшем времени, и о настоящем времени, которое на наших глазах становится прошедшим. И даже о будущем времени, о встрече с неизбежным.
О жизни одного театра и о жизни разных людей. Разных актеров и разных персонажей, у каждого свои отношения со временем, свои способы стареть, поддаваться и не поддаваться времени, принимать время или мстить, встречать время.

Ход мысли постановщика (Туминас назван в программке также и автором концепции спектакля) очень простой и «человеческий». Очеловечить юбилей. Перевести 90-лет театра (почти целый век) в масштаб времени жизни одного человека. Театральный век измерить чело-Веком.
У каждого свой век, разное количество лет – у Галилея и у Пушкина, у Грегори Соломона и у Клары Циханасьян. Но все они встречаются со временем и задумываются и взаимодействуют, оглядываются в прошлое, а впереди замечают пристань. У каждого своя дорога к пристани, непрямая (тот длинный отрезок дороги, что сзади и тот короткий, что впереди).

И у спектакля, построенного на такой простой концепции тоже очень непрямая дорога к финалу. Сценки-бенефисы включены в венок не через запятую, а именно сплетены в венок. Есть сквозные смысловые линии, бенефисы и бенефицианты отражаются друг в друге и вступают в диалог. Коновалова с Борисовой. Яковлев с Этушем. Две Настасьи Филипповны на сцене (Борисова и Вележева – обе превосходны). Зритель может желание загадать :)
Все время меняется манера игры, пафос сменяется иронией, лирика - гротеском, проза - стихами, обнажение тела и души - демонстрацией масок. Режиссер мастерски переключает регистры, в первом действии посерьезнее, во втором повеселее. Спектакль длинный, надо учитывать законы восприятия. И они были учтены, спектакль смотрится легко, проходит быстро (пролетает как жизнь). Через четыре недолгих часа весь зал встает и долго аплодирует стоя.
Tags: Туминас, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments