Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Датский бенефис.

*
"ПРИСТАНЬ", Р.Туминас, ТЕАТР им.Вахтангова, 2011г. (10)

Ходил на спектакль после того, как посмотрел по инету запись лекции Богомолова (см. http://lev-semerkin.livejournal.com/483755.html ). Удачное совпадение дало возможность перебросить мостик и сделать подводку.

Богомолов назвал причину, по которой он не хочет становиться главным режиссером какого-либо тетра (а предложения были). Для него невыносима сама мысль о необходимости ставить спектакли к юбилею. Он, видимо, считает это режиссерской капитуляцией, недопустимым компромиссом. Он ни при каких обстоятельствах не хочет так далеко прогибаться, принимать устав чужого монастыря. Устав, написанный не им, а высеченный на скрижалях, на старых стенах храма, написанный традицией (традиция «датских» спектаклей идет с советских времен, если не раньше, а традиция актерских бенефисов идет совсем с допотопных времен).

Но ведь можно посмотреть на проблему капитуляции с противоположной стороны.
Режиссер может принять вызов старых стен, сознательно принять на себя обременение. Вступить в права наследования и, следовательно, принять соответствующие обязанности. И при этом не прогнуться, остаться режиссером, а не обслугой для актеров и хозяев/начальства.
А может уклониться, искать легких путей – и именно это будет капитуляцией (откажется взрослеть и останется вечным подростком, несовершеннолетним).

Вот Туминас вызов принял. Поставил спектакль к юбилею (90-летию) вахтанговского театра. Обслужил по полной программе. По форме – монтаж отрывков-бенефисов, концерт по заявкам исполнителей. Режиссер не стал отвергать привходящие обстоятельства, а принял их и использовал, оперся на старые стены, оттолкнулся и превратил банальный венок бенефисов в высказывание.

Привходящие обстоятельства, начальные условия режиссерской задачи – это театр-дом. И дом огромный, величественный (Дом с большой буквы). То есть, Театр-Храм. Это театр с великой историей, театр-музей.
И не только в виде стен с фотографиями на стенах и бесплотными тенями-легендами-воспоминаниями. Этот музей пока еще заселен живыми экспонатами, живыми свидетелями и непосредственными участниками, ветеранами.
Для кого-то ненужное обременение, актерский балласт, старый громоздкий чемодан-без-ручки.
А для кого-то несказанное богатство - каждый такой ветеран по отдельности (со своей историей, с длинным шлейфом ролей) и все вместе, как ансамбль. Старинный театр-храм это уникальная возможность поставить спектакль в старинном величественном Большом Стиле (такой спектакль, как старинные напольные часы или старинный шкаф из пьесы Миллера «Цена», он в современное театральное здание просто не влезет, в двери не пройдет, по вертикали не поместится).
Грех не воспользоваться такой возможностью. И при этом не ограничиться демонстрацией экспонатов (хотя и за это все будут только благодарны), а попытаться запустить старинные «часы с боем», чтобы они время показывали. Чтобы они били по-настоящему (зрителю по голове, по глазам, по сердцу).

Продолжение следует (о «Пристани» надо очень много написать) …
http://lev-semerkin.livejournal.com/484489.html
http://lev-semerkin.livejournal.com/484860.html
http://lev-semerkin.livejournal.com/484885.html
http://lev-semerkin.livejournal.com/485374.html
=======

пометки на полях программки - http://lev-semerkin.livejournal.com/486232.html
Tags: Богомолов, Туминас, театр
Subscribe

  • Рас-кая-ние Кая

    . «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», К.Богомолов, ПРИЮТ КОМЕДИАНТА, СПб, 2019г. (10) Посмотрел во второй раз (первым была трансляция Золотой Маски).…

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments