Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Окончание отклика на лекцию Богомолова.

.
(начало - http://lev-semerkin.livejournal.com/483755.html )

Отрезок № 2. Театр-храм или театр-карнавал.

Во второй части упреки русскому театру конкретизированы. И все сарказмы оказываются до боли знакомы:

я не признаю театра. Она любит театр, ей кажется, что она
служит человечеству, святому искусству, а по-моему, современный театр - это
рутина, предрассудок. Когда поднимается занавес и при вечернем освещении, в
комнате с тремя стенами, эти великие таланты, жрецы святого искусства
изображают, как люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки; когда из
пошлых картин и фраз стараются выудить мораль - маленькую, удобопонятную,
полезную в домашнем обиходе; когда в тысяче вариаций мне подносят всё одно и
то же, одно и то же, одно и то же, - то я бегу и бегу…


У режиссера уже седина пробивается, а он своими словами пересказывает монолог юного Треплева из первого акта «Чайки», Треплева, который еще не понял, что "дело не в старых формах и не в новых формах". В теле вполне взрослого человека живет режиссер-подросток, вечный Треплев.

Но вот дальше Богомолов разворачивает из своих упреков очень интересную картину, противопоставляет две модели театра – театр-храм и театр-карнавал. При этом театр-храм идет от эмоции, а театр-карнавал от мысли. При этом театр-храм идет от коллективного, а театр-карнавал от индивидуального.
Русский театр религиозен - «служение святому искусству», у русского репертуарного театра свой устав, как у монастыря. Очень точно прозвучало сравнение русского театра с религиозной организацией, маленький театр – церквушка, там свой приход, свой батюшка. Большой театр – кафедральный собор. Богомолов видит, что эта модель опирается на русскую ментальность, на наши бескрайние горизонтальные просторы, взглядом не охватить, вот и строят вертикаль, не преодолеть в одиночку, вот и кучкуются, вот и коллективизм, соборность и в конечном итоге театр-дом (это ведь на самом деле псевдоним театра-храма).
Но только по Богомолову это неправильный театр (в неправильной стране). Театр не должен быть храмом, театр должен провоцировать.

Моё мнение – обе модели правильные. Пусть будет и то и другое - и театр храм и театр-карнавал. Только соотношение в благоустроенном обществе и благоустроенном театре должно быть такое - каждое воскресенье в храм, раз в год на карнавал. Карнавал каждую неделю это очень утомительно и уже не смешно, как в нашем современном телевизоре – юморина каждый день. Провокации каждый день это уже не провокации, это приедается и совершенно теряется предмет. А чего собственно переворачиваем, когда все перевернуто? Переворачивать можно нечто устойчивое.

Почему бы Богомолову не сказать – МОЙ театр не должен быть храмом, он должен быть провокационным, карнавальным, свободным, капустническим, лишенный комплексов и стыда. Тем более, что такой театр это не маниловские мечтания режиссера, такой театр уже есть, постановки Богомолова именно таковы.

Отрезок № 3. Яков Богомолов.

И тогда в третьей части лекции человек из аудитории задает вполне логичный опрос, а почему бы вам тогда не начать своё собственное театральное дело, не создать свою студию?
Ответ Богомолова короткий и резкий – НЕ ХОЧУ.

Вопрос на самом деле провокационный, подразумевается классический театральный путь школа-студия-театр, набрать курс, потом создать студию, следующим шагом будет тот самый театр-дом, и будешь в ответе за тех кого приручил, обременение, ответственность и «мир тебя поймает», конец свободе.
А потому выход один – валить из страны на запад. Все упреки Богомолова к театру на самом деле касались только русского театра, он это много раз оговаривал. Вот и еще одно пресечение с М.Давыдовой, постоянный епиходовский рефрен «за границей все давно уже в полной комплекции». Смотришь лекцию Богомолова и словно М.Давыдову читаешь, у них общая идеологическая платформа.

Забавно, что главным признаком европейскости режиссер считает обнажение актера на сцене (типично подростковый комплекс вуайера-эксгибициониста). А в уставе нашего театрального монастыря это не принято. Замечу от себя, даже когда по концепции обнажение требуется, как в «Детях солнца» Шапиро, его не будет, оно неуместно в храме.

Следующий сезон Богомолов планирует как переходный, а следующий за ним будет уже европейским

Яша (Любови Андреевне).

Здесь мне оставаться положительно невозможно.
(Оглядываясь, вполголоса.) Что ж там говорить, вы сами видите, страна
необразованная, народ безнравственный, притом скука, на кухне кормят
безобразно, а тут еще Фирс этот ходит, бормочет разные неподходящие слова.


И тут моя мысль сделала круг и вернулась к образу О.Бендера, если карнавального Монте-Кристо из Богомолова не выйдет, придется все же переквалифицироваться в управ-Домы.

=======

Кстати выяснилось, что для Богомолова идеал политика это Валерия Новодворская (тоже ведь карнавальный персонаж, провокатор). Он даже ставил ее тексты (в «Лир» включил, там ведь не только Шекспир, там Шекспир+Новодворская).
Tags: Богомолов, театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…