Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

"Преступление и наказание" Эренбурга

*
"ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ", Л.Эренбург, МХТ им.Чехова, 2012г. (2)

Чем "Преступление и наказание" Эренбурга отличается от "Преступления и наказания" Достоевского.

1) У Достоевского только слова, а у Эренбурга слов мало, больше действия. Суета на сцене. Таскают мебель, посуду, переливают воду из пустого ведра в порожнее, топором останавливают носовое кровотечение, в тазу с горячей водой лечат «зубы» - через задний проход (кажется Эренбург по первой профессии врач, дантист или проктолог?).
И слова Эренбурга не «достоевские», фрагменты классического текста на фоне бормотания сразу выделяются.

2) У Достоевского мягче (и сложнее), у Эренбурга жестче (и проще). Освежеванный труп лошади сразу предьявляют зрителю, потом Раскольникова-уркагана с бубновым тузом на спине. Но особенно сильно финал отличается. Никакого преображения Раскольникова не происходит. Каким он входит в сюжет, таким и выходит. Не верит, не боится, не просит. Ни в чем не раскаивается, не покоряется, не идет на поводу у Сони. Соню он убивает (труп прячет в большом чемодане). Сам пытается повеситься, но тут появляется Порфирий Петрович и вытаскивает бедолагу из петли, надеется, что теперь он сознается в убийстве – нет, и тут не сознался. В театре Эренбурга убить легко (зашел за кулисы, включили красный свет), а сказать трудно. Плохо у него со словами.

Спектакль совершенно не захватывает. Действие сопровождается легковесной музычкой типа «пьяццолы» и проходит легковесно (Свидригайлов выстрелил себе в висок, упал, потом встал и ушел за кулисы). Персонажи плохо различаются. Катерина Ивановна и Соня выглядят как сестры. Раскольников и Мармеладов – как братья. Оба крепкие, загорелые, чуть лысеющие мужички.

Первая постановка Эренбурга, с которой у меня нет никакого контакта. Признаки Эренбург-стайл на месте, а вот концепция больше похожа на Гинкаса. Брутальный Раскольников похож на Ивана в кедах из "Нелепой поэмки", в финале Катерина Ивановна забирается вверх, как и в "К.И.". При этом левый уклон, Раскольников еще и на прилепинского Саньку похож, а Катерина Ивановна не небесам вызов бросает, а властям (видимо болотные протесты сказались). Однако и эта актуализация не сработала - из-за актеров, слишком гламурных, столичных, отьевшихся.
Tags: НеЭренбург, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments