Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Экскурсия в планетарий.

.
Конспект театральной экскурсии, которую провел для московских зрителей Дон Жуан /Петер Маттеи / Роберт Карсен (вводная часть здесь - http://lev-semerkin.livejournal.com/480963.html ).

В зеркале стоящем на сцене отражается зал, публика. В зеркале сцены отражается театр.
«Дон Жуан» Карсена это спектакль о театре, о театре-зеркале. Театр-космос, театр-шар из двух симметричных половинок, полушарий, зеркальных полусфер. Они отражаются друг в друге. Они проникают друг в друга - граница между сценой и залом отменена, зрительный зал продолжается на сцене, Дон Жуан становится зрителем и смотрит вместе с нами свой спектакль, и сам зрительный зал становится частью сцены, маски поют свое трио прислонившись к бортику оркестровой ямы. Полусферы движутся (под музыку), вращаются (издавая звуки). Музыка Моцарта – музыка зеркальных полусфер.

Дон Жуан – экскурсовод, он проводит экскурсию в театральное зазеркалье. Дон Жуан - премьер, он – мастер и проводит мастер-класс, дает урок, открывает тайны, срывает покровы. С этого символического жеста - «срывания покрова» - всё и начинается, человек забирается на сцену и срывает красный бархатный занавес, за ним - зеркало. А потом он уводит нас ЗА зеркало. Там изнанка сцены – рабочие таскают реквизит, выкатывают и поворачивают декорации, то лицевой стороной, то изнаночной.
Волшебное зеркало театра отражает жизнь (и жизнь театра) не только с лицевой стороны, но и обратную сторону холста. На лицевой стороне поют арию единственной, а на обороте рисуют ряд за рядом палочки дон-жуанского списка.

Дон Жуан – режиссер, сам режиссирует и потом вместе с нами смотрит, что получилось, а потом выходит на сцену-на-сцене сам и играет главную роль в собственной постановке.
Он моделирует отношения актеров и публики. Мужской вариант, активный: певец влюбляет рублику в себя, подавляет и овладевает злом. Женский вариант: певица влюблена в публику, раскрывается перед ней и привлекает ее в себе, втягивает внимание.
Дон Жуан разыгрывает сценки и показывает, как легко обмануть людей, просто переодевшись. Как легко может один человек с ловко подвешенным языком объегорить два десятка простаков, как вооруженный одними только словами может победить человека с ружьем и пистолетом.
Мастер-класс – «как обращаться с народом».

Мастер-класс – «как обращаться с женщиной». В сценах первого действия он учит зрителей не верить словам – сначала Анна, а затем Эльвира говорят/поют одно, а ХОТЯТ совсем другого. И делают другое и даже противоположное тому, что в этот момент говорят.

Наконец, мастер-класс – "как обращаться с властью".
Режиссер помещает Командора в Царскую ложу (Царь, Император, Власть). Командор поет сверху, в затылок зрителям партера, они «затылками» силу его голоса и его власть ощущают. Театр боится власти, заискивает перед властью, как слуга Лепорелло. И он же нагло приглашает власть к себе и она приходит, чтобы сойти с пьедестала и тоже получить свой урок. Чтобы померятся силами, чья власть окажется сильнее.

Какова главная цель представления? В кульминации экскурсии на сцену выносят гроб, предьявляют его Дон Жуану и каждому зрителю – смотрите в эту пасть, на эту алую мягкую обивку, почувствуйте дыхание оттуда. А в конце концов вслед за Дон Жуаном и театр проваливается в подземное царство. Не только человек-грешник, не только сцена, но и весь театр-космос – и сцена с актерами, и зал с публикой, весь планетарий, весь мир-театр медленно уходит под землю. Исчезает партер, за ним ложи бельэтажа, мы видим, как начинает опускаться царская ложа и потолок с люстрой.

Перед «бездной разверстой» (и не «вдали» и прямо перед глазами) зрителю преподают урок, читают нотацию. Указывая перстом (перстами всех шести персонажей финальной сцены) в зрительный зал. И тут же срывают с театра и этот проповеднический покров. Театр это всего лишь игра и не стоит надеяться на исправление нравов путем постановки спектаклей Театр это меньше, чем кафедра. Театр это больше, чем кафедра. Дон Жуан никуда не провалился, ждите …
вот он стоит на сцене за проповедниками живой и здоровый, и смеясь отправляет этих фигляров-марионеток под сцену. И стряхивает туда пепел сигареты. Огонь его поглотил? Дудки, он приручил огонь. В театре он – главная власть, Демиург.

Это не обьяснение в любви к театру, это снятие покровов и обнажение механизмов. Это экскурсия с демонстрацией примеров, опытов, Разных моделей театра – театр-зеркало, театр-кафедра, театр-тренинг, театр-космос, театр-игра, театр – ящик фокусника, где фигуры на глазах исчезают и появляются вновь (была в спектакле и такая сцена чудес во время суда над Лепорелло).

Постановка Карсена из тех, что переучреждают театр. Отменяют все прежние правила игры и учреждают новые, свои. Режиссер включил в игру самоё игру, поставил зеркало перед зеркалом, пересоздал театральный космос. Символично, что он сделал это в самом театральном из театров – оперном, в самой главной из опер – в Ла Скала, в исполнении "сборной мира по вокалу", в опере опер – в «Дон Жуане» Моцарта.
Tags: Дон Жуан, Роберт Карсен, опера, театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments