Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Пр-шр-шил-лым лтм вчулим вчули-тыры-быры …МСКе

*
"ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ", С.Пускепалис, МХТ им.Чехова, 2012г. (7)

Мы всю жизнь находимся в поисках верного слова, пробиваемся через словесную шелуху, а искомое слово все время исчезает.
С.Пускепалис http://izvestia.ru/news/525619#ixzz260eP9kge

Все актеры произносят текст специальным образом. Литературный текст Вампилова пропущен через фильтр, специально зашумлен. Актеры не подают реплики внятно, друг за другом, по очереди, не обмениваются интонациями петелька-крючочек. Они издают нечленораздельные звуки-слога. Смысл фраз и диалогов прорывается с трудом. Спотыкаясь на внезапных паузах, через запинки, повторы и проглоченные окончания слов. Да еще вода, которую налили на сцену, плещет под сапогами, радио работает, дрова пилят за сценой вжик-вжик.
Зрителю в эту особенную языковую-звуковую среду очень трудно погрузиться. Поначалу злишься. Раздражение нарастает, когда на сцене (на мостках) появляется Никита Зверев, играющий Шаманова. Персонаж мучается, актер мучается и зритель мучается тоже. Клин клином вышибают, в этот момент цепь замыкается и спектакль начинает затягивать в себя. Прием начинает работать. Догадываешься, что это не проблема невыученного текста и каши во рту у актеров. Текст тонет в шумах - так надо не вслушиваться, а внимательнее смотреть. Мне переориентировать восприятие от слуха к зрению было несложно, пьесу я хорошо помню, не так давно видел две постановки (http://lev-semerkin.livejournal.com/56163.html ) . И вот что стало видно: колдовское озеро и сто пудов любви. Аналогия с «Чайкой» вернулась, но уже не в ярком обрамлении вахтанговских подсолнухов родом из детства, а совершенно без ностальгии, по-взрослому, жестко и трезво. На серых деревянных мостках, в насыщенном водяными парами воздухе то и дело искрит и все сталкиваются друг с другом как-то хаотично и бестолково – невзрачная девушка, несчастная аптекарша, нелепый бухгалтер, крутой пацан, следователь, залегший на дно. Да еще папаша девушки рыщет в ночи с фонарем и ружьем. Как все нервны!
Из всего этого звукового и событийного шума с огромным трудом пробивается смысл – решение следователя вынырнуть. Он все-таки смог разглядеть (в себе и в людях) нечто важное. И зрителю помог. Зверев больше всех преуспел в овладении специальной сценречью. Его сложнее всего понять, тяжело его слушать, и благодаря общему для актера, персонажа и зрителя ощущению, этот персонаж становится проводником в непривычную сложную эстетику постановки. Две других очень удачных актерских работы сделаны более традиционным способом. Александр Голубев в роли Пашки как рыба в воде. Станислав Дужников в роли Мечеткина использует комическую маску. Обе линии - героическая и характерная проведены жестко и тем вписаны в общий стиль.

Особую роль в общей картине играет радиоточка. Советский радиофон – позывные Маяка, эстрадные песни, выступление Брежнева, гимн в полночь – впервые на моей памяти использован совершенно без задней мысли. Не для того, чтоб утеплить и поностальгировать и не для того, чтоб стошнило. Не для того, чтоб вернуть «совок» и не для того, чтоб его вытравить. И то и другое невозможно, да и не нужно. Прошлое лето уже прошло, возникшая временнАя дистанция и позволяет взглянуть на жизнь трезво, услышать подлинный шум времени и ощутить ток, пробивающийся сквозь броуновское движение людей-частиц.
Tags: театр
Subscribe

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…