Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Нелюбовь.

.
"ЛЮБОВЬ ЛЮДЕЙ", Н.Кобелев, ТЕАТР им.МАЯКОВСКОГО, Москва, 2012г. (7)

Этим спектаклем открыл новый театральный сезон 2012/2013. И в театре в этот день было открытие сезона, премьера «Дядюшкина сна» на большой сцене и презентация интерьера. Я был на малой сцене, но интерьер смог оценить (отдельный вход на малую сцену еще не доделали). Интерьер очень понравился. Преображение самого запущенного и унылого из московских театральных зданий очень впечатлило. Сразу видно что и талант и душу вложили, а не только деньги евроремонта.
И спектакль понравился, настоящий качественный серьезный театр. Мне совершено незнакомый (режиссер в прошлом сезоне дебютировал, никого из актеров я не узнал) и одновременно узнаваемый, вписанный в новую_драму и в традицию театра, где когда-то ставили Петрушевскую («Уроки музыки»).
У спектакля два минуса и много плюсов. Как это часто бывает, плюсы перетекают в минусы и наоборот. Начну с минусов, вытекающих из новой_драмы.

Первый минус – технический. Актеры на сцене говорят в голос и временами неразборчиво («как в жизни», но в жизни можно переспросить :). Актеры за сценой говорят шепотом и так, что временами слышно каждое слово. Из-за всего этого некоторые ключевые реплики (какое первое слово сказал мальчик в коляске?) не акцентированы и не слышны.
А надо делать наоборот, чтобы на сцене вербатим-бормотание было театральным, то есть разборчивым. За сценой же лучше вообще молчать, тем более когда закулисье отделено от зрителей только портьерой.

Второй минус – драматургический. Пьеса написана строго по канонам новой_драмы (за что, видимо, и призы получала на фестивалях) и заражена ее хроническими болезнями. Новая_драма уже давно состарилась, застряла в своей колее, будто грампластинку заело на одной фразе и она повторяет и повторяет по кругу. Словно игла наталкивается на барьер, не может его взять, пройти дальше и снова и снова возвращается на уже пройденный круг (героев, тем, интонаций, чернухи-депрессухи).

Если бы я был режиссером, я бы постарался «снять» предсказуемость текста и поставил бы только первой действие пьесы. Оно выглядит вполне законченным, с эффектным восклицательным знаком хэппи-эндом (у зрителей, я заметил, даже недоумение было – антракт? Разве это не конец?). При этом максимально подчеркнул бы контраст между простонародной веселой стихией и «свинцовыми мерзостями». Ложный финал превратил в настоящий - хэппи-энд в подобной истории это как раз прыжок за флажки.

А если бы я был драматургом, то разумеется не стал бы себя сокращать, а наоборот добавил бы после второго зимнего действия еще и третье и там постарался бы выскочить из новодрамовской колеи (выйти из депрессивного тупика, из «перехода» если вспомнить спектакль Панкова - http://lev-semerkin.livejournal.com/72830.html), перепрыгнуть барьер, пройти порог (как это очень символично сделали герои «Истории мамонта»).

Пьеса, а за ней и спектакль, остались в колее и судить их надо по тем законам, которые они сами над собой признают. В рамках новой_драмы режиссерская работа сделана прекрасно. И среда точно воспроизведена (бытовые сцены, где режиссер умер в актерах). И выходы из жизнеподобия, воскрешения режиссуры, символические режиссерские акценты точно расставлены. Режиссер овладел водной стихией – особенно удались сцены с водой, водкой и пеной из огнетушителя, который "в первом акте висел на стене" :) Очень редко бывает, когда в театре работает запах (по-моему это всего второй случай на моей памяти правильного включения обоняния зрителей :).
И с пространством режиссер умело работает (выход из деревенской горизонтали в городскую вертикаль в сцене с крановщицей).
Актеры представляют собой слаженный ансамбль, никаких швов. Все выглядят естественно, играют органично.

Первое действие - деревенский детектив. Второе действие - час волка.
Первое действие искусно чередует бытовую комедию, жесть и лирику.
Застревание новой_драмы в дурной бесконечности депрессии буквально показано во втором действии. Время остановилось. Начинается в новогодний праздник (елка, подарки, мишура) и потом – бесконечная зима, бесконечная ночь. Время подошло к «часу волка» (как в фильме Бергмана) и зациклилось. И из темноты полезли призраки, и началось «молчание» (второе действие бергмановское – «сцены из супружеской жизни»). Юлия Силаева исполнительница главной роли играет сильно и жестко – по-бергмановски. Она играет нелюбовь. Еще по флеш-бекам из первого действия можно было понять, как она сама доводит мужа до «стакана» (в отместку, был в этой истории первородный грех, насилие). МилицАнера (Алексей Фатеев прекрасно сыграл и мягкого и жесткого) она тоже, как выяснилось, не любила. У окружающих людей любовь может быть и была, но только не у нее. И вечная зима, ночь и беспросветность жизни это следствие (а не причина) нелюбви, пустоты внутри, зацикленности на себе.
Tags: театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…