Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ

.
«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ», А. Устюгов, РАМТ, Москва (8)

В спектакле есть неровность, видимо это идет от неопытности режиссера – провисает ритм, затянуто (три с половиной часа это слишком много, надеюсь со временем все обкатается и войдет в обозначенные на билетах временнЫе рамки 2-45).
Но это не главное. Главное, что кроме неопытности видна мужская рука режиссера и чувство театра, чувство контакта с актерами и зрителями. И что еще важнее – понимание задачи (зачем все это театральное дело делается).
Да и неопытность при постановке таких сложных для сцены произведений не только мешает, но в чем-то даже помогает. Опытный профессионал с холодным носом смог бы четче выстроить спектакль, но вряд ли стал бы за него браться, или подошел к делу формально, слепив иллюстративный, «датский», тюзовский утренник с ряжеными немцами и дискотечными девицами в нелепой военной форме – отличный материал для актерских анекдотов о невовремя сработавшей пиротехнике (можно еще кстати вспомнить рассказ М.Захарова о том как трудно было заставить молодых актеров Маяковки ползать по пластунски изображая партизан в «Разгроме»). Преодолеть опасность иллюстративности можно либо проявив могучий режиссерский гений (что сделал Любимов, когда поставил «Зори» условно-метафорически ), либо «на энтузиазме» – зажечь актеров и через них зрителей. Следовать по пути Любимова Устюгов не стал (да и не нужно это, идти «след в след» надо по болоту, в театре каждый ищет свой маршрут), его постановка более прямая, лобовая (хотя и не без выразительных метафор) – и это сработало. Режиссер придумал свое решение театральной задачи (а если и не все смог воплотить, то направление нашел верное).

Беспокойное хозяйство.

Решить первое действие спектакля, на мой взгляд, проще. Ситуация самоигральная. Старшина просит начальство прислать ему солдат непьющих и не бегающих по бабам. Присылают девушек. Режиссер усилил комическую сторону ситуации, иногда происходящее даже напоминает легкомысленные советские комедии 40-х годов вроде “Беспокойного хозяйства” или “Небесного тихохода”. Взаимные подколы, пикировки, сцена в бане (теневая, за простынями, возможно это был маленький привет таганке), эффектный боевой эпизод с настоящим орудием и оглушительным взрывом в ведре. Оказывается, что это легкомыслие нисколько не мешает воспринимать серьезность ситуации, а парадоксальным образом ее усиливает, по закону театрального контраста. В том же духе, утрировано-утепленно-комически решен и образ страшины Васкова. Совсем не так как в фильме Ростоцкого (там сыграно просто, реалистично), совсем не так как на Таганке (там Шаповалов играл мощного мужика). Блохин играет мужичка, те кто знаком с труппой театра на Таганке могут понять это решение если мысленно заменят Шаповалова на Бортника. Мужичок тушуется – малообразован, да и без командирского авторитета. Такой утрированный образ срабатывает как шахматный гамбит, когда во втором действии Васков преображается, оказывается “в своей стихии”, настоящим отцом-командиром.

Девушки и немцы.

Антракт между действиями напрашивался минут на десять пораньше (там была подходящая пауза), второе действие лучше было бы начать с появления немцев. “Немцы” – это проблема. И режиссер ее решил, немцы вышли совсем не «ряженные», главное, что их почти не видно, а неизвестное страшит значительно сильнее. На мой взгляд это “почти” стоило бы еще усилить, сделать немцев совсем невидимыми.
Тут два приема сработало – первый из современных боевиков про спецназ (фонарики на рукавах,ослепляющие зрителей в темноте), пусть в этом нет исторической правды, но есть театральная правда, этот образ дает современному зрителю понятный, правильный знак, второй – использование высоты сценического пространства. Ряды для зрителей устроены на сцене, над их головами вся сценическая машинерия и где-то очень высоко технический балкон, по нему проходят немцы, а потом по-спеназовски лихо спускаются на сцену по канату.
Девушки – это тоже “проблема”, пожалуй в Москве “Зори” можно только в РАМТе поставить, ни в одной другой труппе нет пяти молодых актрис, которые могли бы органично сыграть этот материал. Все пятеро актрис (Семенова, Искандер, Урванцева, Матюхова, Рыщенкова) – молодцы, а лучше всех Семенова – в ее героине есть твердость и есть преемственность с героиней спектаклем "Таня" . Да и в целом эта премьера точно вписана в репертуарную линию театра, в его стиль простого, открыто-эмоционального разговора со зрителем – еще один плюс режиссеру.

Театр и кино

Еще больше спектакль РАМТ выигрывает в сравнении с постсоветским кино «про войну» («В августе 44-го», «Звезда» или ТВ-сериалы "Диверсант", «Штрафники»). Фильмы сделаны с размахом и там много частных удач, а в целом есть ощущение, что «дом построен без фундамента», без чувства исторической правды, без «мифа о войне» (советское кино стояло на этом мифе, постсоветское - в пустоте, или на анти-мифе, что еще хуже).

Наш театр вообще более обьемно и преемственно относится к нашей истории в том числе военной. В спектаклях (от знаменитой «Абсолютно счастливой деревни» Фоменко, до совсем непритязательного «Потомка» в Табакерке) всегда есть верная интонация, понимание «где свои, где чужие», взгляд изнутри, а не со стороны. И в РАМТовских «Зорях» это есть.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment