Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Несчастливцевы и Восьмибратовы.

.
Продолжаю читать блогоприятеля alexandrov_g
Откликался на его битловский ЖЖ-сериал (http://lev-semerkin.livejournal.com/477670.html), а теперь сериал «Империя» о революции 1917 года (начало - http://alexandrov-g.livejournal.com/85071.html). И
там очень важный фрагмент о «крестьянах» и «образованных»:

Пробовали ли вы когда-нибудь обмануть крестьянина?

Ну вот такого - заскорузлого, небритого, совершенно бесхитростного на вид мужичка в телогрейке? Не тогда, когда он по какой-то надобности приехал в город и пригнулся, спрятался в свою раковину, прикинулся дурачком, а тогда, когда он у себя дома? Сиживали ли вы с ним за столом, выпивали ли? Пытались ли объяснить что? РАЗГОВАРИВАЛИ ЛИ ВЫ С НИМ?
Если да, то вы не могли не убедиться, что склонить его на свою сторону, заставить принять вашу точку зрения, заставить поверить вам - дело зряшное, он, даже если и сделает вид, что он вам верит, даже если и спрячет хитрый глазок за прищуренными веками, даже если и покивает согласно головой, не поверит вам ни на грош. А скорее всего он и вида, что верит, делать не будет, он посмотрит в сторону, помотает головой, поулыбается, да и скажет вам: "А давай-ка мы лучше ещё выпьем..." И не поверит он вам вот почему - крестьянин не верит словам.


Тут я кстати вспомнил сцену Несчастливцев-Восьмибратов из «Леса». Тяжелый был разговор, Восьмибратов хоть и купец, но настоящий крестьянин, его очень сложно уболтать.

Между прочим, именно тут корень всегдашней ненависти к крестьянину человека "образованного", человека интеллигентного, и именно отсюда растут ноги нынешнего мирового поветрия, чумы наших дней, того, что называется "глобализмом", сегодняшнего стремления "интеллигизировать" человеков, ибо только "интеллигент" верит на слово и в слово, и манипулировать им с помощью ничего не значащих слов чрезвычайно легко. Не то с крестьянином. Москва словам не верит.

Сказать, что Россия в 17-м была страной крестьянской, значит не сказать ничего. Россия была не просто крестьянской страной, она была самой крестьянской из всех крестьянских стран. И вот народ этой страны, народ, фактически целиком состоявший из крестьян (замечу, что этническая принадлежность в данном случае играла роль второстепенную, так как точно из таких же крестьян состояли и другие народы, населявшие тогдашнюю Россию), обнаружил себя в условиях отсутствия того, что мы называем государством.
 
(http://alexandrov-g.livejournal.com/89948.html)

Тезис «Россия – крестьянская страна» указывает на одну из самых важных причин, по которой Россия не исчезла в 1917 году. Революцией у страны снесло крышу (Александров понимает под революцей-1917 февральскую – «Февраль породил новую среду, новую реальность, по законам которой с этого момента была вынуждена жить Россия …Октябрь - это реакция на Февраль»).
Крестьянство оказалось «якорем», «корнями». Страна дернулась, заметалась, якорная цепь натянулась, часть корней оборвалась и наружу вылезла, но остальные, большинство корней удержали дерево. Фундамент дома устоял и все вернулось почти в прежние очертания, но с новым названием. Названия, слова - новые, а корни - прежние. Фундамент ближе к почве, к земле, он буквально «в земле», он остался прежний (земля, территория у страны та же осталась). А крыша - новая, крыша легче и дальше от земли.

Условное разделение людей на «крестьян» и «образованных», это не только не этническое деление, на что указывает автор, на самом деле это и не просто сословное разделение ( и не деление на деревенских и городских). Это разделение на почвенных и беспочвенных, тяжелых и легких . Крестьянство – самый лучший пример, просто потому, что они буквально самые почвенные, на земле работают.
А можно увидеть здесь те же касты – работники и жрецы, можно сказать «люди дела» и «люди слов».

Тут не наезд на образование, как таковое, и не на жрецов, как касту (жрецы тоже бывают почвенные и беспочвенные, это в России было так, по Федотову - "Интеллигенция - это специфическая группа, объединяемая идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей"). Без жрецов государство не стоит, оно даже начаться не может. Обе касты необходимы. Тут важно различать тяжелое «Слово» (которое «вначале было Слово») и легкие «слова» ("в начале было Слово, а потом слова, слова, слова").
Несчастливцеву все же удалось прогнуть Восьмибратова как раз потому, что актер-трагик «тяжел» (в пьесе Островского тяжеловесный трагик противопоставлен легковесном комику), «слова» не подействовали, но Несчастливцев «Слово» знал.

Люди слов, то есть «образованные» легче (легче на подьем). Ими легче манипулировать, их легче менять и им легче меняться - сказал одно, промахнулся, передумал, сказал обратное. А крестьянин если «неправильно засеял», пересеять может только через год (если с голоду не умрет).

Люди - кораблики в бухте-стране. Одни на якоре стоят, а другие свободно на волнах качаются. Вторыми легче управлять-манипулировать. Их легче строить - организовал легкий ветерок и они сбились в кучку и сносит их всех вместе в нужную сторону. Поменял направление ветерка, они уже в противоположном направление движутся («сжигают, чему поклонялись, поклоняются тому, что сжигали»).
Тех, что на якоре сдвинуть сложно, ветер нужен очень сильный, чтоб они почувствовали и отреагировали делом, то есть двинулись (поднять якорь, потом на новом месте бросить якорь).

Тексты Александрова отнюдь не о прошлом. Они написаны с прицелом в сегодняшний день и сегодня даже еще актуальнее читаются, чем 5 лет назад, когда были опубликованы в ЖЖ. И ненависть говорящего креативного класса к нынешним молчаливым крестьянам-христианам буквально сегодняшняя, острая.

А вот еще частный, зато очень сегодняшний пример «крестьян» и «образованных» - режиссеры (театральные). Среди них тоже есть почвенные и беспочвенные. Те, что имеют свои театры, стоят на якоре, а остальные - свободные художники. Ничего удивительного нет в том , что в политическом разделении выборной кампании 2011/2012 они оказались по разные стороны баррикад. С одной - Фокин и Коляда, а с другой - Мирзоев и Богомолов.
Tags: Богомолов, ЖЖизнь, Коляда, Мирзоев, Музыка Александрова, Фокин, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments