Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«Современник» как театр сатиры.

.
Посмотрел вчера на Культуре вторую часть сериала Смелянского о Табакове.
Главный герой сериала – Смелянский, он ведущий, он форматирует. Табаков – позволяет себя форматировать.
Недавно повторяли сериал Урсуляка о Райкине – противоположный случай, Урсуляка в кадре не было, он был по ту сторону камеры, на стороне зрителя. И от имени зрителя задавал вопросы, смотрел, слушал и восхищался.

Смелянский с улыбочками, смешочками, оговорками гнет свою линию.
И эта линия – горизонтальная, на понижение.
Он выстраивает концепцию, задает матрицу, пишет историю театра. В данной передаче – историю «Современника».
Главные спектакли – сатирические: «Голый король», «Всегда в продаже».
Программа театра – негативная, начинается со слова анти-.
«Антисталинизм».
Смелянский похож на Кощея – в утке яйцо, в яйце игла. За антисталинизмом просвечивает антисоветизм, за антисоветизмом русофобия. Кувшинные рыла – вот современники театра «Современник», вот его главная тема. Позитивный пафос «Современника» («в поисках радости») списывается на детскую болезнь – молодость наивна. Искали радость, а нашли кувшинные рыла.

В таком же тоне Смелянский писал о позднем Ефремове, уже с натуры, когда был рядом. Сам Смелянский называл себя «умный еврей при губернаторе». Непьющий реалист рядом с пьющим идеалистом. Странное сочетание. Человек практический и абсолютно горизонтальный рядом с человеком вертикальным, стойким. Яша рядом с Фирсом.
Кстати Доронина конспирологически обвиняет именно Смелянского в разделе МХАТа, Ефремов – строитель театра под влиянием Смелянского превратился в разрушителя (разделил «вишневый сад» на участки).

Кстати, переход Ефремова во МХАТ в передаче Смелянского тоже описывается горизонтально, психологично, как месть. Когда-то великие мхатовцы не взяли Ефремова в театр, а потом «на коленях приползли», сами попросили.

Смелянский выполняет проекцию советского театра на горизонтальную плоскость. При этом флаги на башнях становятся не видны, а высокие башни превращаются в плоские круги и квадратики.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments