Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Коридор на запад.

*
"ВОСТОЧНЫЙ КОРИДОР", В.Виноградов, СССР, 1966г. (3)

Фильм очень любопытный, как факт истории истории нашего кино, но как собственно «кино» - маловразумительный. Не производит впечатления связного, распадается на эпизоды. Не возникает впечатления, что это взаправду. Персонажи возникают из ниоткуда и никуда исчезают, сюжетные линии не прослеживаются, не заканчиваются ничем. Разумеется, можно и хаотичность-бессвязность жизни в кино изобразить, тем более если речь идет о подполье времен Великой Отечественной войны, но не следует это делать хаотично и бессвязно.

Похоже, что вся проблема в режиссере. Виноградов учился у Ромма вместе с Шукшиным и Тарковским, но кинематографическая судьба не сложилась, по-мнению начальства он завалил несколько проектов и ушел из кино. Начальство считало его профнепригодным, сам он считал себя бескомпромиссным.

В фильме видно, как заказчик, сценарист и оператор тянут одеяло каждый на себя. Режиссер не смог свою волю навязать и художественная ткань расползлась. Картинка уводит зрителя в сторону экспрессивного, изобразительного, поэтического кино с однозначными образами-символами («Мольба», «Тени забытых предков», «Иваново детство»), оператор ищет наиболее эффектные ракурсы. Сюжет клонит в сторону неоднозначности, экзистенциальная драма в бессмысленном мире, к тому же исходный импульс в работе над сценарием – документальный, собирали рассказы очевидцев, участников минского подполья. К тому же сценарист добавил несколько линий от себя (в частности тему гетто). Таких линий в фильме очень много, элементарно не хватает времени каждую разработать и получается назывное кино, главное упомянуть и этого достаточно (не сьесть, так понадкусывать). Режиссер двигается во все стороны сразу, все модные на тот момент тенденции пытается вместить и совместить - сразу и Бергмана с Тарковским, и Эйзенштейна с Барнетом. Но главное направление – на запад: Янчо с Вайдой и чехи с французами. Нет собственной манеры, собственного языка, собственных правил игры и меры условности.

В главной роли – подпольщика Ивана - Регимантас Адомайтис, ну никак не Иван, правда значительную часть фильма он ходит в немецкой форме, очень эффектной (привет «Подвигу разведчика» Барнета, который открыл к нашем кино прелесть немецкой эстетики). В еще бОльшей степени станиславское «НЕВЕРЮ» можно отнести к женским персонажам, ну не выглядят они женщинами 40-х годов, другие лица, глаза другие (и что очень характерно – ресницы подведены по моде 60-х годов) . Есть фильме и два совсем эпизодических персонажа (наш и немец) в очень характерных именно для 60-х годов очках, возможно, что привет Вайде и Цибульскому.

Партизаны подпольной луны.

Есть догадка, что фильм этот не о подпольщиках 40-х годов, а о подпольщиках 60-х годов. Режиссер (вряд ли сознательно, скорее всего бессознательно) видит себя подпольщиком, или точнее агентом, работающим под прикрытием. Под прикрытием заказного фильма о Великой Отечественной войне снял фильм о себе и для своих. Обманул заказчика, но сделал это так топорно, что сразу спалился и был разоблачен. Фильм раскритиковали, правда все-таки приняли и даже выпустили в прокат, но самым маленьким тиражом, показывали по киноклубам. Я думаю, что там ему и место. Выпускать такое в широкий прокат это издеваться над широким зрителем. Фильм для очень узкой аудитории. Видимо поэтому он не попал в перестроечную волну возвращенных фильмов, рядом с «Проверкой на дорогах», «Долгими проводами», «Интервенцией», «Комиссаром» фильм Виноградова проигрывает по всем статьям. Он интересен только как эксперимент с отрицательным результатом. Можно на фестивалях показывать – там любят все непонятное.

В пользу предположения о работе под прикрытием говорят сразу несколько сюжетных линий –
Разборки между своими, кто предатель (типичные для диссидентов, сразу вспомнил историю композитора Локшина).
Визит к редактору местной газеты, который опубликовал покаянное письмо одного из подпольщиков.
Монолог еврейского ученого об отказе сотрудничать с властью (не только с фашисткой, но и с советской).
И самая главная линия фильма и самая странная для военного времени, которая выглядит очевидным анахронизмом – история художественного салона (это в оккупированной немцами Белоруссии).

Налбандян и Неизвестный.

Художественная жизнь при немецкой оккупации бьет ключом, можно сказать бьет фонтаном из центральной пары персонажей – супружеской пары. Жена - художница реалистического направления, рисует парадные портреты мужественных немецких генералов, муж - скульптор (крупный мужик, похож на Эрнста Неизвестного) пьет и страдает, пьет и страдает, потом бунтует, цепляется к немцам и попадает в концлагерь. Жена носит ему туда (в концлагерь!) передачи. В лагере он ходит в баню с немецким комендантом и делает его скульптурный портрет (в духе абстракционизма), немец в этой скульптуре себя не узнает.

Жена (красавица) к тому же оказывается подпольщицей, чуть ли не руководителем подполья. Ее разоблачают и сцена разоблачения представляет собой апофеоз живописного кино в духе Лени Рифеншталь. Ее приводят в белую-белую комнату-студию огромного размера, где живописно располагается группа белокурых бестий, которые приказывают ей раздеться.

=======

В сети есть очень любопытная рецензия на фильм Романа Волобуева http://www.afisha.ru/blogcomments/2225/
Он, видимо, из поколения, для которого кино начинается с Тарантино, вот и «Восточный коридор» там назван «Бешеными псами» про белорусских партизан». Рецензия хлестко написана и отсылка к Тарантино имеет основания, «Восточный коридор» это фильм молодого киномана. Однако в данном случае не режиссер владеет материалом, а материал режиссером. Потому не следует видеть в нем предтечу постмодернизма, ИМХО, так далеко на запад коридор Виноградова не ведет .
Tags: кино
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments