Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Одна слеза блеснула.

*
По Культуре показывали «Неоконченную пьесу» Михалкова – фильм который можно смотреть бессчетное число раз, с любого места. Я включил в самом конце и посмотрел финал, как отдельное произведение киноискусства. Можно сказать, музыкальный клип на арию Неморино “Una furtiva lagrima” в исполнении Карузо.

Один из лучших фильмов советского кино и при этом абсолютно несоветский. Любовь, которая переливается из музыки на экран и все заполняет, любовь наивного, чистого сердцем простака Неморино возвышается до евангельской любви и той самой слезинкой, которая «блеснула в ее глазах украдкой. Каких же еще доказательств искать ?», в последнем кадре фильма оказывается крестик, блеснувший в солнечном луче - доказательство другой любви, всеобщей. А любовь Сашеньки Платоновой к мужу, как и любовь Неморино к Адине, это частные случаи всеобщей любви.

Финал фильма это и экранизация слов Сони из «Дяди Вани» - все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир.

На примере "Неоконченной пьесы" можно показать разницу между советским в узком смысле советским-советским, то есть красным, и просто советским, советским в широком смысле ("сделано в СССР"), никак не привязанным к советской идеологии.

Первые два фильма Михалкова «Свой среди чужих» и «Раба любви» к советской идеологии еще привязаны, а потом произошел отрыв и больше он к ней не возвращался. Можно и на примере других режиссеров (не только кино и не только режиссеров), проследить как происходит отрыв. Скажем, у Хуциева «Застава Ильича» фильм советский в узком смысле, красный, а в «Июльском дожде» и всех следующих красного нет. Первые спектакли театра на Таганке были красными (в границах красного квадрата), отрыв произошел в 70-е годы. У Розова в «Гнезде глухаря» место буденовской сабли на стене занимают иконы и это не только украшение. В советском искусстве 60-х и 70-х годов шел поиск другого (то есть, не-красного) основания для «советского». Вовсе не обязательно это было отрицание «красного». В каких-то случаях происходила просто замена советского не-советским, в каких-то не-советское постепенно прорастало сквозь советское, а в каких-то случаях был симбиоз, как в фильме Шепитько «Восхождение».
Tags: кино
Subscribe

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments