Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Dark sarcasm in the classroom.

*
Собственно о «Сне в летнюю ночь» впечатление двойственное.

Чернуха, но позиция авторов недвусмысленна и вполне в русле традиционной морали.

Прекрасная режиссерская работа, вскрывшая реальный подтекст условной сказочной истории из жизни древних греков. Но в таком вскрытии явно просматривается игра на понижение.

В спектакле очень много извращений. Кроме них там ничего и нет, а так называемая любовь, как чувство возвышенное, является объектом пародии, никакого иного места в реальности авторы ей не находят. Сексуальная жизнь в мрачной реальности прямо противопоставляется вампучной истории любви Пирама и Фисбы. Но все это сексо-пато-садо-мазо-гей-лесби-педо-извращение не ради смакования клубнички и не ради понижения порога восприятия запретных влечений и не для выгораживания насильников, а в защиту детства. Никакой альтерантивной морали нет, мораль вполне традиционная и незыблемая – на стороне беззащитных, униженных и оскорбленных.

Если судить художника по законам, им самим над собою признанным, то это бесспорный успех и режиссера и театра. Постановка режиссерская – поверх либретто оперы он придумал и поставил свою собственную историю. Так и Черняков делает, но у Олдена вышло более последовательно и органично, без швов и натяжек, потому что сохранилась опора на изначальный авторский сюжет. Режиссер ничего не привнес, он просто перевел подтекст в текст, представил на сцене то, что подразумевалось. Вместо условной Греции с условными эльфами, царями, мастеровыми - современная английская школа: ученики, учителя и обслуга. Все предельно реалистично, вместо сока волшебной травы – сигарета с травкой. И получилась вместо легкой ироничной комедии с намёками – тяжелая драма. Вместо любовной игры – сексуальные влечения, домогательства, комплексы. Перевод намеков в действие произведен, разумеется, «в меру собственной испорченности» режиссера, но он опирался на музыку – к веселой условной шекспировской истории Бриттен сочинил очень сумрачную, депрессивную музыку (за исключением пародийной миниоперы «Пирам и Фисба», представленной силами обслуживающего персонала школы в третьем акте спектакля). А также, судя по интервью режиссера (http://www.izvestia.ru/news/526207), он отталкивался от обстоятельств личной жизни композитора, который «очень любил детей»:

Моя постановка — о противоречивой личности Бенджамина Бриттена. Хорошо известно, что у него часто возникала очень крепкая дружба с мальчиками. Эти мальчики могли останавливаться у него и Питера Пирса (Пирс — выдающийся тенор, партнер Бриттена и соавтор либретто «Сна в летнюю ночь». — «Известия»), проводить с ними время. Неизвестно и не так важно, дотрагивался ли Бриттен когда-нибудь до детей — это вопрос в некотором роде аналогичный истории с Майклом Джексоном. Важно, что на склоне лет Бриттен признался в том, о чем никогда раньше не говорил — он рассказал, что в детстве подвергся сексуальному насилию со стороны своего учителя. Возможно, именно здесь лежит ключ к его психологии. Его всегдашнее стремление к мальчикам объясняется существованием того ребенка, который продолжал жить в нем самом.

В таком откровенном и наглядном разоблачении скрытых мотивов композитора есть момент игры на понижение, разоблачая композитора режиссер и себя разоблачает – демонстрирует свою "меру испорченности".

Когда уйдем со школьного двора…

Предстоящая свадьба Тезея (alter ego автора) – главное событие оперы. Источник тревог и комплексов, которые он, уже вполне зрелый мужчина, по этому поводу испытывает, находится в школьном детстве. Школа – мрачная серая казарма (массивная декорация углом – тупик с надписью BOYS над парадным входом, прямоугольные окна школьных коридоров и классов, полукруглые окна в темный подвал, а в углу школьного двора – баки с мусором), царство насилия над детьми, фобий и извращений.

Школьные годы в английской школе отнюдь не чудесные. Такова традиция изображения школьных порядков у английских деятелей искусств от кинорежиссера Линдсея Андерсона до Пинк Флойд. Телесные наказания в английских школах с государственным финансированием были запрещены только в 1987 году (а в полностью частных школах в 1999 году). Эпизод такого наказания (учителем ученика - Обероном Пака есть в спектакле).

Первые два действия оперы (они исполняются без антракта) это воспоминания о школе. Тезей находится на сцене все время и даже становиться обьектом насилия со стороны старшеклассников в сцене ночной оргии, но большей частью наблюдает, он встречает там Пака - самого себя в детстве, или "ребенка, который продолжает жить в нем самом". Пак - главное действующее лицо, выделен среди всех остальных и музыкально, он не поет, а выкрикивает музыкальные фразы, а в финале обращается напрямую к зрителям (это обращение есть и оригинале, но там оно превращает происходящее в шутку, а здесь герой говорит вполне серьезно и даже с вызовом). Всё происходящее мы видим глазами Пака, одинокого беззащитного обиженного подростка. Кульминация первого действия – сцена ночной оргии и поджог школы, Пак кидает сигарету в окно и поджигает ненавистную школу вместе с сексуально озабоченными садистами - учителями и старшеклассниками.
Во второй части спектакля (в третьем действии оперы) сон сменяется явью, сумрак - дневным светов, оргии - свадьбами, но школьные травмы не проходят бесследно. Хэппи энда не будет.

=======

Для сравнения - отклик на постановку Роберта Карсена http://lev-semerkin.livejournal.com/146380.html
Там действие тоже происходит в английской школе для мальчиков, более того - в спальне (потому, что "сон" :) и эротические намеки имеются, но действие комедийное в полном соответствии с шекспировским первоисточником.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…