Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Роман без слов.

*
"АННА КАРЕНИНА", А.Холина, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, Москва, 2012г. (10)

Вот каким спектаклям следует давать Золотые Маски в номинации «современный танец». Надеюсь, так и случится. Номинируют и вручат.

Вторая постановка романа Толстого в этом сезоне в Москве и тоже прибалтийского режиссера, но во всем противоположная первой («Каренин» в МХТ).
Первая была латвийская, мужская, переведена на язык современной драмы, сильно переработана и действие перенесено в наши дни, поставлена в одно действие на малой сцене. Театр малой формы.
Вторая – литовская, женская, контемпорари, то есть переведена на язык тела, пластики, следует литературному первоисточнику, поставлена в исторических костюмах, на большой сцене в двух действиях. Театр большой формы.

Актеры драматического театра исполняют танцевальный спектакль, как будто их именно этому учили и они занимаются танцем всю жизнь. Двигаются совершенно естественно, точно соблюдают правила игры, никакой дилетантской старательности. Лицами не хлопочут – держат застывшее выражение. Но это именно выражение одного главного чувства, лица не пустые, выразительные. Тут очень помогает харАктерный грим (а у некоторых и прически), это создает дополнительную условность, масочность, ключ к стилю, к внешнему пластическому рисунку.

Весь ансамбль четко держит рисунок. Групповые танцы (особенно во втором действии) поставлены с весьма изощренной хореографией и никто не выпадает, не отбывает номер (как бывает в драматической массовке).
А солистов можно отметить всех подряд.
Ольга Лерман (Анна) - молода и ОЧЕНЬ хороша собой.
Дмитрий Соломыкин (Вронский) - выглядит настоящим балетным солистом и выправка офицерская.
Евгений Князев (Каренин) – много восклицательных знаков актеру. Статичен, как начальник (молодые вокруг него вьются), но какие руки подвижные! какая походка выразительная! какое лицо!
Федор Воронцов (Левин) – вот с него я включился в спектакль, именно этот актер первым показал застывшее выражение лица.
Екатерина Крамзина (Кити) - поначалу была не очень выразительна, но потом в сцене свадьбы в фате очень уместно напомнила Целиковскую Зою Федорову в фильме Анненского.

Для большей выразительности усилен контраст: возрастной (между Анной и Карениным) и социальный (Каренины, Вронские – высший свет, а Левин – почти мужик, Кити – обыкновенная барышня и свадьба у них скорее мещанская). Однако истории двух пар в чем-то схожи – живое чувство наталкивается на условности, предрассудки. Неискреннее, формально организованное общество (обычаи, правила и ритуалы, мундиры и ордена) и живая жизнь сквозь этот асфальт пробивается – очень толстовский месседж.

Музыка звучала тяжеловато для моих ушей, но ко второму действию привык к звуку, да и Шнитке меньше стало - Чайковский, Моцарт, Малер и наконец Форе - прекрасный финал.
Спектакль состоит из отдельных номеров, как роман из глав. Так же была сделана и композиция первой вахтанговской постановки Холиной «Берег Женщин». Первые эпизоды вводные и не самые эффектные. Публика не сразу вошла, постепенно раскачивалась и уже после каждого номера аплодировала всё горячее. Начиная с середины первого действия номера пошли один эффектнее другого, картинка все более разнообразная и яркая. Много пластических находок – игра с книгами на верхних полках, круглый стол для карточной игры, скачки поставлены очень динамично, венчание и свадьба.

В финале массовка стучит ножками стульев по сцене, заглушая «Реквием» Габриэля Форе, и постепенно скрывается за кулисами. Когда стук стихает, сцена остается пуста. Фонограмма Реквиема заканчивается искусственно – одну ноту останавливают, задерживают на несколько секунд и обрывают. Холодный «лунный» свет падает на пустую сцену откуда-то сверху, из запредельности. «Кремнистый путь блестит», как в финале «Дяди Вани».

Отдельное спасибо режиссеру за то, что не было паровоза, фронтально надвигающегося прожектора и раздавленного тела. Катастрофу Анны можно понять и в переносном смысле – попала не под поезд, а «под общество».
Tags: контемпорари, театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments