Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Как цензура спасла спектакль.

.
Очень люблю историю про то, как советская цензура спасла фильм «Бриллиантовая рука».

В сценарии Слободского и Костюковского была фраза (ее произносит управдомша Мордюкова)

я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу

По этой фразе видно, что в первоначальном замысле сценаристов Семен Семенович Горбунков был похож на них самих, советских сатириков (или на писателя Ефима Рахлина, героя «Шапки» Войновича), то есть такой тихий совковый еврей.

По требованию цензуры при озвучании «синагогу» заменили на «любовницу» и из местечкового фильма про «себя любимого» получился фильм универсальный, без узконациональной привязки - гимн советскому человеку, как феномену. Лет за десять до того, как партия провозгласила рождение "новой исторической общности советский народ", Гайдай и Никулин показали на экране ее типичного представителя. "Синагогой" можно стращать не всех, а "облико морале" есть у каждого "руссо туристо" - советского человека.


Сейчас государственной цензуры нет, ее функции переданы вниз - самоцензуре. У деятелей искусств должны быть собственные тормоза, ограничители, чувство меры. А если у кого-то их нет, то художественное руководство театра подправит.
Так и случилось с постановкой «Год, когда я не родился» в театре п/р Табакова.
Руководитель театра (и доверенное лицо Пу, Великого и Ужасного) самоцензурировал и тем сильно сильно улучшил, укрупнил постановку антипутинца режиссера Богомолова .
Вот как описывают это в отклике на спектакль на портале openspace:

Помечтав о будущем, герои радостно подхватывают: «Мы работаем как черти, буровые вышки ставим…» А застывшая было в пионерском салюте Зоя начинает пританцовывать и раздеваться …
Поговаривают, что сначала эта сцена выглядела по-другому. Исторические кадры со Сталиным на мавзолее сменяла хроника наших дней: Ходорковский в зале суда, Путин и Медведев, приветствующие толпу, немощные старики с орденами. И тут раздевшуюся (до белья) пионерку начинало неудержимо тошнить — прямо в Вечный огонь…

«Смерть пионерки» Багрицкого (эти стихи упоминаются и у Розова) в спектакле первоначально читали по-русски и по-немецки, сопровождая чтение почти неразличимыми кадрами советских и немецких маршей 1930-х. В окончательном варианте Багрицкого читают на фоне красного знамени; эмоциональный накал остался, а первоначальный смысл ушел.

Руководство МХТ постановило также заглушить все нецензурные слова, отчего финал, в котором Зоя с матерью пишет письмо отцу, напевая лагерную песню «И вот опять сижу в тюрьме, не светит больше солнце мне / На нарах, бля, на нарах, бля, на нарах…» стал напоминать новеллу Жванецкого, герой которой заикался после каждого слова, пропуская «слова-прицепы».


Таким образом, из постановки убрали все режисерские архитектурные излишества, поверхностные политические уколы, мелкотравчатые заморочки советского/антисоветского/постсоветского интеллигента и тем придали ей ясность, глубину и универсальность.

Никого не тошнит в Вечный огонь, соратник Ясюнина нефтяной олигарх из комсоргов не становится узником совести, советский поэт Багрицкий не переворачивается в гробу, когда его приравнивают к фашистам.
И блатная песня в исполнении женщин теперь звучит по-женски, матерные слова не произносятся, но подразумеваются

По шпалам б.. , по шпалам б.., по шпалам
Tags: Богомолов, кино, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…