Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Прорва и Пров.

*
А затем в спектакле «Год, когда я не родился» звучит музыкальный гимн нового поколения, которое «выбрало пепси», то есть "чечевичную похлебку".

«Только, только, только, только ... этого мало».

На слова Тарковского, между прочим. Тут издевка режиссера бьет в самую десяточку, пусть даже он использует не то попсовое, широко известное в позднем СССР, как раз после фильма «Сталкер», исполнение Софии Ротару, а какой-то современный рок.

Право первородства продано. Золотых яиц нет, а чечевичной похлебки сколько ни ешь, всё мало. Словно проклятие какое-то в чреве. Какая-то прорва. Кстати, понятие сухово-кобылинское (Р а с п л ю е в. «у меня тут (хлопает себя по брюху) огнь неугасимый и червь неутолимый»). А слово - розовское . Из пьесы «В добрый час» и Кургинян любит эту пьесу цитировать. Героиня-мещанка говорит, что насытится, когда получит квартиру и обставит ее мебелью, а ей отвечают, ты никогда не насытишься, потому что ты – прорва. И говорит эти слова чуть ли не тот «розовский мальчик», которого Табаков играл. Теперь Табаков играет Глухаря, а в роли его сына - Табаков-младший. Концептуальное распределение ролей, что и говорить.
Задумано точно, а в исполнении прокол. Младший Табаков органичен, из бытового плана спектакля не выпадает. Но не «розовский» у него получается Пров. Не из тех, кто вместо МХТ МГИМО, назло родителям в армию пойдет и потом в Афганистан. А для концепции режиссера это очень важно, максимализм должен закончиться в Афгане, на поле красных маков (эти красные пятна на экране рифмуются с первым красным пятном, с красным флагом, и с пионерским галстуком стриптизерши). Не поддержанная актером афганская ссылка провисает выглядит искусственно-пафосно, схематично, а это все-таки не лекторий Кургиняна, а театр. Пров - главное актерское несовершенство в этом почти безупречном спектакле, хотя и не единственное. Довольно бледно выглядит и подруга Прова Зоя. Но более существенно несоответствие у исполнителя роли зятя (Александр Голубев), не выглядит он лектором, начальником, нет в нем и железной «комсомольской» хватки, как у будущего олигарха Ходорковского (впрочем у этого персонажа менталитет совсем не «ходорковский», фамилия у него Ясюнин, искаженное Есенин).

В остальном актерский ансамбль безупречен. Вот например помошник Ясюнина Золотарев (Алексей Чепурченко) – стопроцентное попадание, хоть и роль крохотная. К тому же дает важную отсылку от человека Ясюнина назад, к человеку Беркутова в «Волках и овцах» и вперед, в наши дни, когда запрос на чечевичную похлебку дополнился запросом на порядок.

То, что не доиграл исполнитель роли Прова, сыграла Дарья Мороз в роли Искры. Роль, самая драматическая в пьесе, сложно сконструирована режиссером, из нескольких слоев (бытовой план, выход к микрофону с внутренним монологом, сначала лицом к зрителям, а затем спиной к зрителям, и наконец выход и из бытового пространства и из роли с прямыми обращениями в зал, стихи и песня-плач. Исполнена партитура прекрасно.

Бытовая, сюжетная часть спектакля поставлена не просто реалистически-психологически, а гипер-реалистически. И эту непростую задачу старшее поколение актеров выполнило безупречно. От Теняковой этого можно было ожидать, большая актриса, прекрасно вписывается в режиссуру - что в Гинкаса, что в Долгачева, что в Серебренникова. А вот у Табакова давно таких удач не было (со времен «Комнаты смеха», где, кстати, тоже были отсылки к розовскому персонажу). Оказывается, рано списывать его, как актера. И как худрука - чутье на новые имена не изменяет, Карбаускиса вырастил и запустил на большую орбиту, а за ним и Богомолова.

Финал спектакля отдан еще одному многослойному персонажу. Сначала бенефисный выход продавщицы из овощного киоска - театральная кульминация, комическая разрядка. Тут Хайруллина солирует и срывает аплодисменты (надо отметить очень тактичное партнерство Теняковой, она мячики набрасывает, а Хайруллина отбивает в зал, к восторгу зрителей). А затем та же продавщица с дочерью сверхкрупным планом в проекции на весь портал сцены (на весь экран театрального компьютера) поют блатную песню. Рифма к финалу «Волков и овец», когда собака Мурзавецкий воет на луну. Нечто низовое, почвенное, постоянное, русско-ордынское.

Специально для jeanix. В роли Ариадны ( следующей ступеньки на пути Ясюнина в гору) мне досталась Ленская. Сыграла она хорошо (особенно труднейшую сцену с Искрой), но я все-таки пожалел, что не Чиповская. Она здесь будет очень к месту.

Специально для тех, кто видел прогон. Один из указанных в программке персонажей до официальной премьеры не дожил - советский офицер в исполнении того же актера, что играл немецкого гостя. Павел Ильин очень хорошо сыграл, мягко, органично, просто роскошно, я бы хотел и второй его выход увидеть.
А может и правильно сократили полковника. Назойливый властефобский пунктик с уподоблением советской армии и немцев, параллель советское-фашистское, Сталин-Гитлер, особенно неуместна в спектакле по пьесе Розова. Но хотелось бы узнать, как это было и какую мысль добавило в идейную конструкцию.
Tags: Богомолов, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…