Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Своевременная книга

.
"КЫСЬ", Т.Толстая, 2000г. (8)

"СОНЯ", Т.Толстая, 1984г. (10)

"МИЛАЯ ШУРА", Т.Толстая, 1985г. (8)


После студенческой «Кыси» взял почитать томик Толстой из Библиотеки Всемирной (!) Литературы.

Под «Кысью» стоят даты 1986-2000 – конец века, время перезагрузки («геополитической катастрофы»). Действие происходит после катастрофы (ядерно-экологической) – точная аллегория после-чернобыльской зоны, перестройки-перестрелки-катастройки. Быстрая деградация постсоветской России, погружение в архаику и медленное «вставание с колен».

Конец века зеркально отразил начало, две перезагрузки-революции, и «Кысь» оказывается отражением романа «Мать» (и как названия похожи, три буквы и мягкий знак! :). История пробуждения классового сознания, в первом случае пролетарского (у Ниловны), во втором - интеллигентского (у Бенедикта). Зеркальность в том, что в начале века был подьем и оптимизм предчувствия революции, Горький вовлечен и захвачен восходящим потоком, пишет о пролетариате, как о классе будущего и описывает состоявшееся пробуждение. В конце века - пессимизм, ироническое отстранение и вместо прогресса – бег по кругу. Отношение к «гегемону» перестройки насмешливое, критичное. Послевкусие катастрофы сильнее предчувствия возрождения.

Толстая фиксирует то, что не меняется, сохраняется при всех переворотах, перезагрузках, катастрофах и революциях – российский инвариант.
Фундамент – обычная интеллигентская матрица: внизу – власть тьмы, вверху – тьма власти. А посередине зажата светлая прослойка. Тут она ничего не открывает оригинального, только воспроизводит стереотипы.
Но вот постройка возведенная на фундаменте оригинальна, эффектна, изобретательна. Придуман целый мир, населен разнообразными голубчиками, они ожили и задвигались сами, вот и получилась работающая модель, все зубчики попадают в пазы, происходит узнавание и читается легко. Интонация не злобная, не тухлая («в деревне Гадюкино опять дожди»), а скорее лукавая, игровая. Много литературоцентричной игры в стереотипы, цитаты, слова («голубчики» , «перерожденцы», «последствия», особенно понравилось выражение «весь блин земной»).

Многое угадано
– приход к власти клана силовиков, Генерального Санитара (у меня аналогия с режимом санации в Польше Пилсудского),
- вечный диалог западников и славянофилов (читается как пародия на нынешние споры в ЖЖ, Лев Львович подозревает Мединского, «а это душок»), при этом славянофил-Истопник выглядит здесь главным положительным героем, даже несмотря на явную отсылку к обществу «Память» - главной пугалке рубежа 80-х и 90-х, а западник Лев Львович - примитивный резонер, персонаж сатирический.
- безмолвствующий народ – тягловая сила, который оказывается ближе к силовикам, чем к интеллигентам. Интеллигенты его зовут за стол, но потом гонят в шею. А вот в доме Главного Санитара социальный лифт работает и ведет прямо в женскую половину дома. Ну а в конце поднимает до министра ТЭК (если экранизировать, можно сделать похожим на Сечина :)

«И это всё о ней»

Затем два рассказа прочитал в том же томе. Оба женские. Оба из серии «и это все о нем» (то есть в данном случае, «и это всё о ней»).

1. Милая «Милая Шура», простой и линейный текст с очень сильным авторским чувством, что называется неподдельным.

Жизнь, уходящая в небытие, прямо на наших глазах, если повезет, если успеем и застанем. Она оставляет материальные следы, которые сразу оказываются на помойке, потому что кроме автора никто не понимает цены. Такое чувство и меня часто посещает, вот в прошлом году в Доме На Набережной подобное слышал и видел и даже на помойках был.
Идешь против потока времени и так хочется удержать. Сохранить, а потом и заняться археологией, вытащить из прошлого информацию бит за битом, расследовать, восстановить пропуски по чудом уцелевшим фрагментам.

2. И совсем не милая, запредельно жесткая «Соня». Вот это точно, если не в Библиотеку Всемирной литературы, то в Антологию Русского рассказа вслед за «Ди Грассо» и «Семьей Иванова».
В «Соне» авторское чувство еще сильнее, накаленнее. Ни за какой иронией и легкостью скольжения не спрячешь. Автор - всезнающий наблюдатель, скользит по гладкой прозрачной поверхности, под ней в глубине заморожена тайна другой жизни, другого времени. Все катаются по поверхности, смотрят вперед, автор один обладает даром видеть, но все равно обречен оставаться по эту сторону. То, что было доведено до театрального предела (и за пределы) Херманисом в спектакле «Соня».
Простая модель «Милой Шуры» перевернута в образе Ады Адольфовны. Но авторский взгляд усложнен, автор видит себя в этой Аде и в ее кружке, как в зеркале, он также сочиняет и использует чужую жизнь питается чужой кровью, как томатным соком. И при этом наделен даром рефлексии, способен почувствовать фантомную боль другой стороны, то есть Сони, которая кажется ничтожной, кажется обьектом манипуляции, но оказывается главным субьектом истории. Делающий не говорит, говорящий не делает.
Tags: Херманис, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…