Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

… а мы на улицу боимся выходить.

*
«СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА», А.Левинский, ТЕАТР им.ЕРМОЛОВОЙ, Москва, 2005г. (8)

Жив курилка!

Так оказывается театр Алексея Левинского, когда-то негромко существовавший в недрах театра им.Ермоловой жив!
Труппа, когда-то блиставшая на "Свадьбах" («Свадьба/Юбилей» Чехова и "Мещанская свадьба" Брехта) не распалась, особенной "левинской" манеры игры не растеряла, к тому же приросла новыми актерами (Надежда Борисова будто перенеслась из левинской "Кармен" начала 90-х). Сезоны не-творческого простоя, неудачные выходы на большую сцену, работа Левинского на стороне, - не размыли, не убили этот театр, он оказался мобилен, как брезентовая палатка, и живуч, как герой их нового спектакля - Тарелкин, прошедший огонь и воду, поменявший имя, внешность, но сохранивший суть.

Режиссерский стиль Левинского продолжает меняться, расти, развиваться.
В спектакле очень интересны отсылки к кукольному театру (деревянная ширма из лавок), второстепенные персонажи играют роль хора - посредника между зрителями и куклами, они рассаживаются на лавку перед ширмой и становятся зрителями.
Сейчас, когда Левинский много работает в театре ОКОЛО, стало заметно влияние Погребничко, что декларируется с самого начала - выходит вокально-инструментальный квартет Шатала-Качала-Мавруша-жена дворника и исполняет народную песню "Гоп со смыком", исполняет с душой, так как поют в ОКОЛО. Действие спектакля и в дальнейшем перемежается выступлениями квартета - и это не только внешнее сходство с ОКОЛО (спектакль-концерт), песни подобраны также по-околовски, и составляют ряд, параллельный событийному ряду пьсесы, а смысл спектакля рождается из контрапункта.

Фонарики-кирпичики

Пьеса Смерть Тарелкина представляет большую загадку, по крайней мере для меня. Герои пьесы совершенно не похожи на героев классической русской литературы, они не люди - уж очень странно выглядят их мотивы, поступки по сравнению с людьми - героями пьес Гоголя, Тургенева, Чехова, да и с героями предшествующих частей трилогии Сухово-Кобылина. Кто же они? Режиссерской решение должно, на мой взгляд, заключаться в ответе на этот вопрос, в создании среды, в которой персонажи будут выглядеть естественно, в котором их поступки станут понятны.
У Коршуноваса («Смерть Тарелкина» в театре Et Cetera) они – фантомы больного воспаленного воображения Тарелкина, персонажи сдвинутого «кафкианского» мира.
Левинский нашел более близкий, даже «родной» ответ. Эти персонажи живут в народных песнях типа «Кирпичики», «Когда фонарики качаются ночные», такие как тот самый Гоп-Со-Смыком. Это особый, малознакомый мир на самом деле более реальный, чем хорошо иследованный в театре (и не только) мир, населенный героями пьес Чехова и Тургенева. В него мало кто осмеливается заглянуть – разве что Алексей Герман в “Лапшине” и театр Около в «Русской тоске», он пугает одновременно и простотой и иррациональностью, его принято не замечать, выводить за скобки, как «пережиток прошлого». Однако сколько умных теорий и реформ кануло, а пережиток все живет, уже и «кирпичный завод» почти совсем «растащили по кирпичику», а «фонарики ночные» всё качаются и мы на улицу все также «боимся выходить».
Левинский построил модель общества, и не только русского, он расширил «русскую тоску» до всемирной. На вершине пирамиды из Шаталы-Качалы, следователя Расплюева, олигарха Попугайчикова и депутата Оха находится иноземный многозвездный генерал Warravin. Актеру, играющему роль Варравина к сожалению не хватает веса (актерского а не телесного, поджарая фигура как раз «в точку»), в этой роли был бы хорош например Феклистов,а еще лучше было пойти по пути Et Cetera и занять в этой роли руководителя театра (В.Андреева) .
Остальные актеры сыграли блестяще. Как азартен Тарелкин-Калашников, как вьедлив Расплюев-Власенко, как вальяжен Ох-Мурашов, как уверен Попугайчиков-Бадичкин, какие румяна на Брандахлыстовой-Папановой, как цыганиста «жена дворника»-Шубина!
А какая подрастает "черногалстучная" смена - Борисова!
Tags: Левинский, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments