Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Перевод с итальянского на американский.

*
"ВЗЛОМЩИКИ", Л.Маль, США, 1984г. (3)

"ЗЛОУМЫШЛЕННИКИ ОСТАЛИСЬ НЕИЗВЕСТНЫ", М.Моничелли, Италия, 1958г. (5)

Два фильма, которые лучше смотреть в паре.
Американский это римейк итальянского, фильм мелковат и самостоятельной ценности не имеет. Один из самых проходных и неудачных у Маля. Просто комедия – не его конек, он если и смешил, то более изощренным способом. Однако в контексте преднамеренно пёстрой фильмографии Маля «Взломщики» представляют некоторый интерес, как еще один «маль» непохожий на всех остальных «малей».

Итальянский оригинал - фильм значительный, большой и даже стилеобразующий (считается, что от «Злоумышленников» берет начало комедия-по-итальянски). Проблема в том, что такие фильмы лучше смотреть вместе с народом (и желательно с тем самым), а не в одиночку у экрана компьютера. В одиночку комедия не захватывает, распадается на сцены, на актеров (вот Тото, вот Гассман, вот Мастрояни, симпатичная лирическая пара сиротка Сальваторе и красотка Кардинале). Ансамбль в американском фильме менее слажен, особенно жаль, что прекрасный малевский актер Уоллес Шон напрочь выпадает из комедии, хотя старается (м.б. потому и не попадает).

Американский фильм пунктиром следует по линии итальянского сюжета. Некоторые детали воспроизведены буквально (угнанная детская коляска в США даже смешнее прозвучала), но от перевода потерялось сердечное тепло и народные корни на другой почве не прижились. Хотя параллели очевидны: там, где в Италии «южане» сицилийцы, в США – мексиканцы. На голливудскую комедию про тупых это тоже не похоже.
Итальянский фильм принадлежит традиции (плутовской роман, неполитанская комедия, Эдуардо де Филиппо) и сам породил традицию. Американский фильм – разовый проект, сделанный чужаком. У режиссера взгляд человека холодного и постороннего. Броуновское движение разношерстных персонажей, под синтезаторную попсу 80-х (такая музыка подобрана режиссером-эстетом специально – салат из отбросов общества заправленный дешевым синтезатором).
Взгляд на таких персонажей изнутри и с любовью, это американские 30-е, «Квартал Тортилья-флэт» Стейнбека. А в 80-е ингредиенты те же, но бульон остыл.
Однако в финале некий электрический ток в бессмысленном броуновском движении все же обнаруживается, в самый решающий момент открывается дверь ломбарда и перед неудачливыми взломщиками появляется пьяный хозяин – уезжал навестить мать, а вернулся с ее похорон, хозяин так набрался с горя, что ничего не заподозрил и предлагает друзьям вместе помянуть почившую. Наколка «не забуду мать родную» - вот что их обьединяет, но ведь этот ток направлен в прошлое. Будущего у героев нет, есть бессмысленно длящееся настоящее (околеванца ждем, как говорил один чеховский герой).

В итальянском оригинале есть не только народный фундамент, но и позитивный социальный вектор. Восходящий поток. Чем ближе к финалу, тем отчетливее месседж, ветер истории, который наполняет паруса и чувствуется даже в такой депрессивной и антисоциальной среде, как это жулье живущее в трущобах и на блошиных рынках. Ветер социальной утопии неореализма (человеческое отношение к социальным низам) соединился с социальным оптимизмом послевоенного экономического бума и родился ток, текущий в будущее. Самый неисправимый злоумышленник нашел смерть под колесами трамвая. А самый молодой - вовремя слинял (и нашел себе работу), другой нашел работу случайно, когда убегал от полиции.

=======

Какое у этих героев будущее показывает известный фильм 70-х годов «Отвратительные, грязные, злые», который похоже закрыл тему, открытую фильмом Моничелли. Оптимизм сменился пессимизмом, надежда на естественный социальный прогресс не оправдались. Симпатия сменилась отвращением, добрый юмор – злой сатирой, но ведь в отвращении есть протест, это тоже сильное, горячее чувство. К 80-м годам и оно остыло.

=======

Заметил, что с возрастом Хазанов стал очень похож на Тото. Вот если бы у нас в девяностые и нулевые было такое кино, как в послевоенной Италии. Какой был бы комик!
Tags: Маль, кино
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments