Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Жизнь в искусстве

.
"ЧАЙКА", А.Коршунов, ТУ им.ЩЕПКИНА, 201?г. (7)

Кровь с молоком. Сколько правильных, красивых, здоровых (телом и духом) молодых людей, и где они их только берут! Вот таким было первое впечатление от курса В.И.Коршунова. Обитатели щепкинского поместья Аркадиной особенно выделялись статью и манерами в сравнении с обитателями питерской «Кыси». Точное соответствие материала и фактуры в обоих случаях (Чехов и щепкинцы – до «геополитической катастрофы», Толстая и питерцы – после :)

Однако первое впечатление прошло и стало скучно. Играли ровно, «носили свои пиджаки» - строго по тексту, по авторским ремаркам . Всё слишком правильно и как-то пресно, ничего не цепляло. И даже коронный лирический дуэт Тригорин-Нина не прозвучал, Нина была очень свежа, мила, она сияла, а Тригорин был вял. Статен и больше ничего – никакого интереса, никакого волнения. И в результате никакой любовной искры – она сама по себе, он сам по себе.

Когда знаешь текст наизусть, актеры «умирают» в тексте, а режиссер в актерах, начинаешь обращать внимание на мелочи и нестыковки.
Вот Треплев в самом начале рассказывает Сорину про Аркадину («Психологический курьез — моя мать. Бесспорно талантлива, умна…»). Зачем? Сорин все это и без него знает. Только для зрителей, чтобы в курс дела вести.
А вот тот же Треплев в 4-м действии вспоминает, как ездил за Заречной - «куда она, туда и я». Спрашивается, а на какие шиши? Нам же рассказали в 3-м действии, что денег у него нет («один и тот же сюртучишко он таскает три года, ходит без пальто») и взять неоткуда, Аркадина скупа, а Сорин беден («у меня ничего нет, ни пятачка»).

Команды (зрителей и актеров) ушли на перерыв при счете ноль-ноль.
Не знаю, о чем говорил тренер в антракте, но во втором тайме на сцену вышла другая команда. К статной фактуре и хорошим манерам добавилась энергия, совсем немного прибавили, но этого оказалось достаточно, действие наполнилось, преобразилось и вот – один опасный момент за другим одна ударная сцена за другой («ударная» и в буквальном смысле, каркас ворот стол на сцене затрещал).
Тригорин ожил, в нем проснулось чувство и его статность стала выглядеть интересной и даже чуть нелепой. Аркадина и в первой части была самой яркой, а тут просто расцвела. Обьяснение Тригорина с Аркадиной прошло под аплодисменты.

А ближе к финалу и режиссура, умершая в актерах, на несколько минут воскресла и вышла на первый план. Последняя встреча Треплева с Ниной – лучшая сцена спектакля, сыграна на высоком градусе и в ней постановщик сделал очень важный акцент. Нина вспоминает текст костиной пьесы, самое начало. На спектакле мне показалось, что режиссер даже расширил цитату, но теперь я не уверен, она и в тексте пьесе достаточно длинна и заканчивается именно так, как требовалось режиссеру - «На лугу уже не просыпаются с криком журавли, и майских жуков не бывает слышно в липовых рощах...». Те же слова произносит совсем другая Нина. Такой сильный контраст с тем, как она играла в первом действии – тогда отвлеченно, а теперь вовлечено, про себя (и про Костю , и про то, что молодость прошла). Между этими двумя монологами Нины и был прочерчен режиссерский вектор, возникла смысловая ось и главные персонажи пьесы, имеющие отношение к искусству, оказались выстроены. Крайняя на одном фланге – Нина 1-го действия, самая непосредственная. Крайняя на другом фланге – Аркадина, самая профессиональная. А между ними - Треплев (рядом с Ниной, он ищет свою тему, но так и не находит) и Тригорин (рядом с Аркадиной, уже профессионал, но неокончательно окуклившийся). В центре Нина 4-го действия, которая находится как раз на самом рубеже, в точке перелома. И все-таки переходит рубеж. Она уходит, оставляет Костю по ту сторону, чтобы стать большой, настоящей актрисой.
«Как пленник, брошенный в пустой глубокий колодец, я не знаю, где я и что меня ждет» в таком состоянии оказались Костя и Нина в финале, но она видит свет в конце колодца.

Нина. Я верую и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни.

Треплев (печально). Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Я не верую и не знаю, в чем мое призвание.
Tags: театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments