Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Титаник

*
"НИЖИНСКИЙ", Дж.Ноймайер, ГАМБУРГСКИЙ БАЛЕТ, 2000г. (9)

В финале было то же, что и после «Малера» - стоячая овация Ноймайеру. И пожалуй более интенсивная, «Нижинского» горячее приняли, но он и проще-яснее-прямее.
А вот меня «Малер» сильнее впечатлил, «Нижинский» (особенно первая часть) похож на московские постановки - «Чайку» и «Русалочку», все линейно предсказуемого, ничего запредельного. Первое действие – повествовательное. Последовательной сюжетной линии нет, флеш-бэки, но поставлено именно линейно-иллюстративно и музыка подобрана по тому же принципу. Во втором действии, бессюжетном танцуют симфонию Шостаковича и этим оно ближе к «Малеру».
В первом действии было еще несколько частностей, портящих общую картину. Исполнитель заглавной роли появляется в роскошных апартаментах (основная декорация спектакля, то исчезает в сценах воспоминаний, то возвращается обратно) уже в больном состоянии, чуть не с манией величия и это состояние точно передает танцовщик – лицо подвижное, но усталое, изможденное и весь он какой-то поистаскавшийся. Но дальше в сценах воспоминаний мы не видим молодого Нижинского. Главный исполнитель из другого возраста и не может передать чистоты и обаяния молодости, легкости, звериной органики. А дублеры (коронные роли Нижинского) выглядят утрировано и почти пародийно (особенно послеполуденно отдыхающий фавн – размалеванный и вульгарный). И время от времени появляется налет «виктюковщины второй свежести».
Месседж первой части понятен и банален – хрупкая психика великого артиста не выдержала испытания на разрыв – столкновения искусства и частной жизни, высоких иллюзий и пошлой реальности, мужского и женского начал.

Настоящий месседж спектакля разворачивается во втором действии. Это уже не частная история, не история одного человека, а история эпохи, история 20-го века. Частная история переводится во всеобщий контекст. Новые времена наступают. И музыка Шостаковича (о событии открывающем 20-й век в истории России - 1905-й год) отрывается от конкретики времени/места. И первая мировая война, прервавшая блистательный мир искусства серебряного века, трактуется расширительно, как война вообще. Безумным оказывается не танцовщик, а мир вокруг танцовщика, он-то реагирует на происходящее как нормальный человек. «Вы жертвою пали» звучит то по отношению Нижинского, то, наоборот, как его отношение к окружающим, жертвам войны.
«Жертвы войны» не только в прямом и буквальном смысле – убитые солдаты лежат на сцене или призраками медленно, очень медленно проходят длинной чередой вдоль задника. Жертвы войны в переносном смысле в военном азарте выбегают на авансцену и вовлекают в свой безумный танец одного за одним всех персонажей из мира искусства и русских сезонов. Не только трагическое скорбное «вы жертвою пали» но и трагический карнавал с длинноволосой стервой-девкой богиней войны в центре. А музыка Шостаковича все нагнетает и нагнетает. Лицо у Нижинского все сильнее опрокинуто, вмещает все больше ужаса. Махание руками ногами все интенсивнее.
Дом, где происходит действие, все больше напоминает Титаник, роскошный европейский мир устойчивый и благоустроенный, на всех парах устремленный вперед по дороге прогресса и просперити наталкивается на преграду и мгновенно разваливается, так просто и пошло - на балетное трико одевают солдатскую тужурку и ать два.
Мужские милитаристские сцены особенно удаются хореографу (удавались – матросский танец в Русалочке уже не так впечатлил, как мужские игры в «Малере» и «Нижинском»).
Два элемента декорации: декорации бытовой ( кольцо люстры) и декорации символической (светящееся кольцо), появившиеся уже в первой части, в финале второй соединяются вместе над сценой и образуют знакомую по старинным учебникам модель мироздания.
Tags: Ноймайер, контемпорари, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments