Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Штурмуя небеса

*
"ТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ ГУСТАВА МАЛЕРА", Дж.Ноймайер, ГАМБУРГСКИЙ БАЛЕТ, 1975г. (10)

Обычно я так не делаю, не читаю пьесу перед спектаклем, но для балета сделал исключение, накануне послушал 3-ю симфонию Малера. Произведение из самых масштабных, продолжительность почти два часа, на один CD не помещается. Прослушал сначала первый диск (первые 5 частей), потом сделал антракт, а после антракта заключительную 6-ю часть. В антракте был душ и чай с клюквенным вареньем.

А балет шел без антракта – весь колосс разом, и под фонограмму. Играть такое сочинение в репертуарном театре, «под ноги», оркестр и два хора на гастроли вывозить - это нереально. «Третья Малера» - одна из самых знаменитых постановок Ноймайера, его визитная карточка, которая уже была предьявлена всему миру, гастролировала на всех континентах - Париж, Лондон, Вена, Нью-Йорк, Монреаль, Рио, Буэнос-Айрес, Токио, Пекин. Наконец и до Москвы добралась.
Поставлено 37 лет назад, Ноймайеру было 33 года (почти столько же и Малеру, когда он эту музыку сочинял, да и Ницше писал «Так говорил Заратустра» примерно в том же возрасте) – самый расцвет молодости. Идущая сейчас на московской сцене мелкая живность («Чайка», «Русалка») это бледная тень того Ноймайера, который штурмовал небеса, замахивался на самый грандиозные сочинения – это стало ясно сразу, по первым же движениям первой части балет-симфонии.

В симфонии Малера использован поэтический текст Ницше – огромный мир вращается вокруг молодого, пробудившегося человека, разворачивается перед человеком мыслящим, вопрошающим, страдающим.
В балете этот замысел предстает в суженном виде, постановщик в значительно большей степени сконцентрирован на себе, а не на безграничной Вселенной вокруг. Главный герой-протагонист постоянно находится на сцене, в некоторых частях участвует в действии, в некоторых просто созерцает. Вокруг него разворачивается не «Весь Мир», а его собственная жизнь.

Первая часть самая напряженная, драматическая. Чисто мужская – рождение Пана (в музыке), рождение артиста (в балете). Утопия-Олимпия, ницшеанская, арийская, античная. Школа для мальчиков. Герой воспроизводит в памяти (и на сцене) своё детство, своё «утро» свежее, сильное, ясное. И сам входит туда. И его принимают, не замечая разницы в возрасте. Он становится участником мальчишеских, юношеских игр. Сначала спортивных, потом военных (белое трико сменяется на трико цвета хаки).

Вторая часть контрастна по отношению к первой, она изящная, даже грациозная - светлая и безмятежная, женская. Школа для девочек. Герой не участвует в действии, только наблюдает, подсматривает за иной жизнью, за жизнью девочек, прекрасных как цветы.

Третья часть - третий этап взросления. Танцы мальчиков и девочек. Музыка беззаботная. Юность резвится на природе. Но среди пар выделяется одна, вызывающая пристальное внимание главного героя и зрителей. Девушка прекрасна, а юноша несколько нескладен и в этом дуэте есть напряжение. Герой видит себя со стороны, начинает выделяться из строя, приобретает индивидуальность, поначалу только пластическую.

В четвертой части звучит текст Ницше. В музыке «перед нами человек с его глубокими раздумьями, пытливым погружением в себя. Впервые на протяжении симфонии композитор привлекает здесь выразительность живого, теплого, трепетного человеческого голоса:

О человек, внемли!
Что говорит глухая полночь?»

В балете эту часть исполняет трио. Первый участник – тот же постоянный протагонист, «герой-я», второй участник - «я, но только моложе». Третий образ - женский, поющее в фонограмме контральто, голос ночи и голос души, разума, совести, одинокий голос человека и т.п.

В пятой части в фонограмме появляется детский хор и женский хор, а в балете - тема искусства. Сначала, как радостной игры, не военной, не драматичной игры, как в первой части. Тут появляется и юная муза в темно-красном, настоящая возлюбленная и партнерша героя. Эта часть самая короткая, фактически она является прелюдией к следующей, где разворачивается прекрасная тема любви (к искусству :) .

Главная, 6-я часть, заключительное адажио, собственно балетное, то есть о балете, о деле всей жизни героя. Тут муза другая, более взрослая, но в том же темно-красном. Все персонажи из памяти героя появляются на сцене и становятся частью его труппы. Все завершается торжественным апофеозом, выходом всей труппы на авансцену и коротким послесловием – музыка истаивает, танцоры расходятся по кулисам, свет гаснет, герой уходит к заднику и там оборачивается, смотрит пытливым взглядом в зал, на пустую полутемную сцену, на музу притаившуюся на авансцене. Он внемлет, что говорит пустая сцена.

Ну а затем уже аплодисменты, аплодисменты, аплодисменты, овация и стоячая овация Ноймайеру персонально.
Tags: Ноймайер, контемпорари, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments