Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Кривляки.

.
"ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ", В.Рыжаков, МАСТЕРСКАЯ ФОМЕНКО, Москва, 2011г. (4)

Очень своевременно организовали интернет-трансляцию из Мастерской Фоменко. Как раз когда я посмотрел «Театральный роман» и задумался о нынешнем состоянии театра (http://lev-semerkin.livejournal.com/458091.html).
Однако по этому спектаклю судить о состоянии нельзя, он полуантрепризный.

Режиссер и актеры разных московских театров (МХТ, МТЮЗа, Малого и Мастерской Фоменко) сделали спектакль по самой популярной пьесе Володина о 50-х годах прошлого века – после-военное и после-морозное – оттепельное время.

Спектакль начинается с интонации. Два примера интонации тех лет:
старая театральная интонация, «морозная» – радиопостановка «Отелло» с возвышенно-романтическими поставленными голосами,
и новая театральная интонация, оттепельная – выступление Олега Ефремова, тоже возвышенное, но естественным человеческим голосом.

Для спектакля эти примеры интонации не камертон, а скорее, наоборот, анти-камертон. Здесь совершено другая интонация, не морозная классика «на котурнах», не оттепельный неореализм «глаза в глаза», а постмодерн – интонация отстраненная и сниженная, когда каждое слово текста произносится словно в кавычках, невсерьез. Актеры стесняются устаревших мыслей, мотивов и слов, которые написаны для их персонажей, и потому ни слова в простоте ни скажут. И такими же постоянными кавычками зарежиссировано их пребывание на сцене, режиссер постоянно «помогает» им преодолеть «чудовищный», не ложащийся в уста современного человека, текст. Каждая реплика, каждый диалог, каждая сцена играется вприсядку, пританцовывая, распластавшись по заднику, выглядывая из-за декорации в самых неестественных позах, перетаскивая двери и толкая поворотный круг.
Вычурно-режиссерский спектакль временами напоминает самую голимую, безрежиссерскую антрепризу – актеры наигрывают, публика посмеивается. Ну как может современный зритель воспринимать подобные коллизии всерьез?

Бедный Володин от такого режиссерского напора стушевался. Но не сдался. Время от времени драматические коллизии побеждают постмодернистскую режиссуру, пробивают лед иронии и наполняют пустую сцену – прежде всего в мужских ролях. Мужские сцены удаются, одна за одной – Ильин-Славик, Ильин-Тимофеев. Гордин, Цуканов, Колубков органичны несмотря ни на что. Именно в общении (методом физических действии) со Славиком Ильин проявляет мужской характер (достаточно крутой для шофера с крайнего севера). Славик в этих эпизодах тоже проявляет твердость - оказывается не мальчиком, но мужем. А солидный Тимофеев наоборот, вспоминает, что он был мальчик-студент-ботаник (то есть «химик» :).
Проблема в том, что пьеса о любви и там три женские роли и много парных сцен он-она. Актрисы же играют последовательно клоунски от начала до конца, кривляются, расцвечивают текст кукольными голосами, неестественно выворачиваются – какие уж тут дуэты. Разве что между собой. Лучшая женская сцена спектакля – встреча Тамары и Зои.

Финальная фраза Тамары «только бы не было войны» в исполнении Агуреевой не звучит смешно только потому, что сказана впроброс и сразу забалтывается повтором реплик Ильина.

Спектакль выглядит очень современно, технологично и функционально – ничего лишнего, всё отстраненно, лег-ко, никакого погружения в эпоху и никакого психологизма. Пустота на сцене – сознательный режиссерский прием, он хорош, когда освобождает место для смысла, но не в этом случае.

=======

альтернативный взгляд - http://skaska-skazok.livejournal.com/61527.html
Tags: театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…