Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Шуты-актеры и режиссер.

.
Продолжение о «Шутах Шекспировых» Камы Гинкаса (см. – http://lev-semerkin.livejournal.com/457391.html ).

Не-Шут.

В середине представления занавес закрыли (ложный, шутовской антракт) и сразу снова открыли. Спектакль перешел в эндшпиль. Если увертюра строилась в основном из «Ромео и Джульетты», то эндшпиль из «Короля Лира». Партию разыгрывают три актера – Баринов, Бондарев и Ясулович, три крупные фигуры (Лир, Бедный Том и Глостер) в окружении пешек – мелких «акробатов и шутов».

Любопытно, кем же видит себя режиссер, если трагических шекспировских героев он видит шутами. Мир – театр, все люди в нем – актеры, то есть шуты. Но режиссер - не актер, следовательно, не шут.

Валерий Баринов появился на сцене сначала эпизодически - герцогом-наблюдателем на балу, а потом Просперо в сцене с Калибаном. Шекспировский Просперо уж никак не шут, скорее режиссер-педагог, который воспитал шута Калибана (как профессор Преображенский Шарикова – правильная МТЮЗовская ассоциация :). Да и внешнее сходство с режиссером спектакля у Баринова имеется.
Но его главная не-шутовская роль впереди – Глостер. Просперо (могучий, матерый человечище) – это одна сторона. Глостер (несчастный слепой) – другая. И там и там подключаются по-видимому личные мотивы.
Рефлексия режиссера работающего с актерами-шутами-«Калибанами неблагодарными» (он их говорить научил, а они стали права качать – вали отсюда, это мой остров :).
И рефлексия долгого пути сомнений и разочарований, страданий и несовершенств.

Линия Глостера заканчивается эффектной метафорической сценой – парадом шутов шекспировых. Все шуты один за одним выходят и рассаживаются рядом с режиссером-Глостером, сидят на авансцене рядком, свесив ноги в зал. А затем Глостер встает и уходит и уводит за собой всех своих шутов. И Ромео-Гамлет и Ричард-Макбет, слуги Монтекки и слуги Капулетти, музыканты и акробаты уходят «длинной вереницей», через сцену «наискосок» (как «запахи и звуки» :) . Перевернули только что сыгранную сцену Глостера и бедного Тома, сначала безумец вел слепого, а теперь слепой ведет безумцев-шутов. Таков первый финал спектакля. Но он не последний.

Шут №3. Мудрый.

Лир появляется в спектакле, спасаясь от преследования. Потом оказывается, что он спасался бегством от собственного шута. Шут, как верный пес, сопровождает хозяина. Даже не пес, щенок. По контрасту с очень пожилым Лиром, его шут молодой грубиян-забияка.

Лир - последняя возрастная стадия в галерее шутов (перед превращением в бедного Йорика :). Изможденный жизнью, тихо-помешанный. А рядом (еще один зримый, телесный контраст) – Эдгар в образе Бедного Тома, буйно помешанного, здоровый детина.
Бедный Том появляется из люка, как и бедный Йорик. Голый, ничем не прикрытый, неприкрашенный человек, плотский, телесный. Чтобы показать голого, вовсе не обязательно раздевать актера догола. Вот поляки обязательно бы раздели, у них традиция такая, а у нас такой традиции нет. Натурализм отвлекает и актера и публику, мешает игре, тем более в таком шутовском представлении, здесь и нагота должна быть шутовской – актер играет в плавках, а спереди привязан огромный бутафорский член.

Когда Глостер уводит шутов, один остается на сцене, этот последний шут – Лир. Финал темы шутовства/безумства – сцена бури. Монолог Лира прочитан тихо, без драйва. Спектакль скатился с горы (если за вершину считать драйвовое исполнение "Hit the Road Jack").
Таков второй финал спектакля. За ним следует эпилог.

Краткое послелсловие. Шуты.

Спектакль закончили те же два клоуна, что и начинали. Это главная сквозная пара шутов Монтекки (была еще альтернативная пара шутов Капулетти). Сквозная пара не только для этого спектакля, они и в других постановках Гинкаса были («Дама с собачкой», «Роберто Зукко») – переходящая пара шутов Гинкасовых.
Закончили они очень известной цитатой из Шекспира про "повесть, которую пересказал дурак: в ней много слов и страсти, нет лишь смысла".
Росчерк самоиронии подвел под спектаклем изящную черту.
Tags: театр
Subscribe

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…

  • Музыка для театра (и кино)

    * Сегодня Роберту Планту исполнилось 70. Вспомнил знаменитые театральные спектакли, в которых звучит его голос. «Обратная сторона Луны» (Робер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments