Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Ниловна из Чикаго.

.
"СВЯТАЯ ИОАННА СКОТОБОЕН", Л.Ронкони, ПИККОЛО, Италия, 2012г. (5)

Спектакль шел по нисходящей. Напряженный, содержательный и зрелищный в начале к концу первого действия он забуксовал, а во втором стал бессвязным и мутным по смыслу.

Фантазии постановщика и сценографа хватило только на первое действие, в первом действии все время что-то новое происходило на сцене – выезжали люди-консервные банки (капиталистическая конкуренция не людей, а брендов), опускался кран, включалась кинокамера, на экране возникали видеоклипы, иллюстрирующие действие.
Большую часть второго действия экран был пуст, а если и начинал что-то показывать, то это были повторы того, что зритель уже видел. Повторялись те же приемы, тот же кран поднимал персонажей вверх, завершали свой путь те же образы – консервные банки становились сморщенными в гармошку, сплюснутыми (экономическим кризисом).

Но, похоже, что основная причина пробуксовывания спектакля в пьесе. Написана по горячим следам кризиса 1929 года она почти не ставилась на сцене, о постановках на русском языке я ничего не слышал.
В пьесе интересна исходная постановка задачи, треугольник бедные-богатые-церковь, а развитие сюжета – переплетение историй мясного бизнеса, рабочего движения и Церкви Черных Капоров – очень путанное. Пьесу я не читал, а по спектаклю так и не понял, какую цель преследовал мясной магнат Маулер и чем все закончилось (разорился? стал монополистом?).

Вполне возможно драматург и не ставил своей целью рассказать связную историю. В тот исторический момент бессвязна и абсурдна была история капитализма – кризис перепроизводства, биржевой крах, Великая депрессия, могло показаться, что системе приходит конец, капитализм сам себя пожрал и адекватным театральным отражением будет как раз действие лишенное логики. Азарт обогащения безумен и срывает резьбу. Именно таков – неординарен, азартен, безумен главный герой Маулер - и сыграно это блестяще. Актер с хитрющим взглядом и хищным обаянием Витторио Гасмана и Роберта Де Ниро. Его несет (как Остапа несло), ведь его хищная активность направлена не на ограбление рабочих (они нищие – чего с них взять), он грабит и разоряет капиталистов – владельцев скотобоен, консервных заводов, перекупщиков скота. К тому же чикагский мясной бизнес это только фрагмент системы, что происходит на верхних этажах – в Нью-Йорке, где находятся друзья Маулера, мы даже и предположить не можем, нет информации и это приводит к фрагментарности в сюжете пьесы. Брехт принципиальный сторонник драматургической бессвязности, адекватно отражающей бессвязность самой жизни (концепция бессвязности изложена в его статье про шекспировского «Макбета»).

Антипод Маулера – Иоанна. Жанна д'Арк эпохи классовой борьбы. На мой взгляд эта роль была сыграна не так убедительно, как роль Маулера. Актриса простовата (это хорошо), но для подобных образов нужна еще и харизма не-от-мира-сего.
Рядовая служительница благотворительной организации Черных Капоров уходит в революцию, как Ниловна у Горького. Но Брехт не так романтичен, как Горький. Его взгляд циничен, ироничен и пессимистичен. Образ Жанны д’Арк из абсолютно светлого у романтиков становится темным, Брехт отбрасывает апостроф Иоанна Дарк (dark – темный).
Иоанна ведет рабочие дружины на революцию только в собственном сне. В реальности она так и не может переступить порог насилия и умирает так и не выполнив первое революционное задание (не очень понятная история с передачей записки). После смерти Церковь Черных Капоров, которая уволила Иоанну, тут же провозглашает ее святой. В этом повороте сюжета пророческое предвидение Брехтом собственной судьбы (пример - « Карьера Артуро Уи» на том же фестивале театров Европы). Но заканчивается пьеса не этим эффектным «присвоением» Иоанны, а раздвоением Маулера (напоминающим раздвоение «Доброго человека из Сезуана»)

Ах, груди моей больной,
Как ножом по рукоятку,
Нанесен удар двойной:
То влечет меня в вышины
Мимо выгод, барыша,
То опять в гешефт мышиный
Мчит стихийная душа!
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…