Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«Война и мир», Ян и Инь.

.
Вчера (а точнее говоря, уже сегодня, ночью) увидел в френдленте ссылку на великолепную (ВЕЛИКОЛЕПНУЮ!) статью ( http://expert.ru/expert/2012/14/kratkaya-istoriya-vremeni/ ) блогоприятеля renansky о недавней премьере оперы «Война и мир» (на премьеру откликался здесь - http://lev-semerkin.livejournal.com/451102.html).
Тот случай, когда остро жалеешь, что не тебе в голову эта концепция пришла и не ты сам эту статью написал.

В статье премьера Тителя вписана (четвертым номером) в ряд постсоветских постановок оперы Прокофьева и в истории оперы оказалась проявлена история страны – краткий курс («краткая история времени»).

Но я и не мог про это написать, так как одну из четырех постановок не видел и ряд у меня не выстроился. Что ж, теперь выстраиваю задним числом.

Четыре постановки (1991, 2000, 2005 и 2012) чередуются, как Инь и Ян. Движение галсами от мягкого, женского, сдержанного, холодного, частного полюса к полюсу всеобщему, горячему, мужскому, пафосному.

Первая постановка (уже в Санкт-Петербурге, но еще в театре им.Кирова) вышла в нулевой точке самоопределения новой России. А когда за деревьями еще не видно леса, театр выбрал единственно верный путь – внимательно разглядеть каждое дерево. Это была первая полная постановка оперы, постановка ИНЬ - взгляд из-за рубежа, западный (режиссер - англичанин Грэм Вик), «сдержанный отстраненный» и спектакль воспринимался «не без запрятанной глубоко в подтекст мечты стать полноправной частью» Запада.

Мечта 1991 года оказалась совершенно утопической и следующая постановка резко повернула руль в противоположную сторону. Имперская Россия – ЯН вернулась на историческую сцену и предьявила себя себе и миру («первыми зрителями совершенно не случайно стали комфортно разместившиеся в Царской ложе Тони Блэр и Владимир Путин, свой дебютный президентский мандат он, кстати, выиграет через полторы недели после посещения мариинской премьеры»), постановка была осуществлена совместно с Метрополитен, то есть имперская заявка была предьявлена также и в самом центре Сияющего Града на Холме. Гергиев, Кончаловский, Хворостовский, Нетребко. Балкон Наташи Ростовой под звездным куполом в центре мироздания, гигантский красный петух московского и вселенского пожара, гигантская массовка победно ликующая в финале. Спектакль «давал ясное представление о том, что с лаврами сверхдержавы Россия не намерена расстаться ни при каких обстоятельствах».

В середине нулевых в имперском самоопределении возникла пауза, «вставание с колен» затянулось. И следующая постановка была ИНЬ, опять режиссер-иностранец Иван Поповски (Отечественная война для человека из другого Отечества – пустой звук), подчеркнутая камерность и лиризм. И вместо главной сцены страны, исторической сцены Большого театра – ее временный преемник, новая, «запасная» сцена. Вектор перенаправлен на поиски частного, медвед-Ян начал искать себе плюшевого преемнега-Инь.

И вот блестящий камбэк имперского пафоса. ЯН вернулся. Постановка Тителя, задуманная как датская, к 200-летней годовщине победы в Отечественной войне 1812 года, оказалась откликом на мартовскую победу патриотического пафоса народного фронта над космополитичным карнавальным креативом городского европеизированного меньшинства.
Куммулятивный эффект постановки – предьявленная уху и глазу во втором действии Единая Россия: единство режиссера и дирижера, хора и оркестра, сцены и зала , единство вождя, армии и народа. Месседж, «разя¬щий как штык» (образ штыка, штыковой атаки и мне сразу пришел в голову, тут мы с блогоприятелем renansky совпали буквально, хотя в главном направлении разошлись диаметрально, ему ИНЬ по душе, мне - ЯН),

И даже в частной истории персонажей оперы можно увидеть отражение выбора страны :)
Наташа Ростова пережила увлечение креативным Анатолем и в годину испытаний вернулась к офицеру-силовику.
Пьер пережив увлечение передовыми западными идеями, протрезвел, увидев, какой пожар способен раздуть «ветер с запада», и стал искать истину в противоположной европейскому выбору стороне.
Tags: ЖЖизнь, театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments