Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Послание в бутылке

*
"МОСКВА-ПЕТУШКИ", А.Жолдак, «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ», Санкт-Петербург, 2011г. (6)

“Message in a bottle” (Sting)
“In vino veritas” (Gaius Plinius Secundus)

Было много режиссуры, ожидаемо гиперрежиссёрский спектакль. Но мне больше понравилась сценография и исполнитель главной роли.

Режиссура была Жолдак-лайт, не так радикальна-скандальна-отвязна, как в прежние годы. Спектакль хаотичный, несобранный. Какие-то куски захватили внимание, остальные – нет, по большей части было очень скучно.
Такие спектакли кажутся затянутыми сколько их ни сокращай (в Москве играли в два действия и сыграли за три с половиной часа, на премьере играли в три действия почти пять часов).
Текст Ерофеева (стихийный речевой поток, внутренний монолог/диалог, каскады слов от самых возвышенных к самым низменным) не прозвучал. А ведь это поэма, здесь важно каждое слово, здесь все через слово, через игру слов.
Театр Жолдака не поэтический театр, а визуальный.
Для исполнителя главной роли русский язык не родной, Багдонас говорил уверенно, внятно, почти без акцента, но из души не рвалось.
У остальных актеров с речью было много хуже, говорили быстро, захлебывались, слов не разобрать.
Лучше всего прозвучал мат, которого у Ерофеева как раз и не было. Лучше всех сыграла текст Наталья Парашкина (Ангел-Трындычиха) – украинская добавка в маршрут, из Москвы в Петушки через Украину.
Внятным, но совершенно не нужным, прозвучал прямой разъясняющий монолог «почему честные люди пьют» (спасибо, наконец-то мы узнали причину ;)

Кроме текстовых было много и других режиссёрских украшений - Лев Толстой-Хоттабыч, индеец, отсылающий к «Мертвецу» Джармуша (последний путь из Москвы в Петушки). Эффектно, но в систему не сложилось.

По направлению к Петушкам

То, чего не было в режиссуре, было в сценографии. В такой декорации можно жить. Она выстроена по вертикальной оси - от языка, вытянутого, углубленного в партер, до лестницы в небо на заднике. Дорога на Петушки не «буквальная-илюстративная», то есть не железная-горизонтальная (ничего железнодорожного на сцене как раз и не было), а деревянная-вертикальная. Мостки, зигзагом уходящие вверх. Через бурное житейское море, через «топи болот», к домику на горе, где в окошке стоит Венедикт-младший.
Ну и вокруг вертикальной оси там много чего понастроено – дорожек, дверей, комнат.

Багдонас в главной роли - неожиданный выбор. Актер слишком спокойный-солидный, отнюдь не жалкий, не неврастеник, не комик. Багдонас только одной гранью попал в образ, но зато эта грань очень важная, неочевидная. В этом открытие. Такого Веничку вы еще не видели.
Человек, который знает язык животных и птиц. Слушает и разговаривает с ними. Слышит и видит ангелов.
Он и с бутылкой разговаривает. Слушает ее, приложив к уху, как морскую раковину (шум моря - шум в голове от водки, прекрасная метафора). И говорит в нее. Получает и передает послание.
Tags: Жолдак-дримз, театр
Subscribe

  • ЖЖ-1940. 13-е марта.

    . День девяносто третий (последний). «Радостная весть» Ночью командир дивизиона получил приказ начарта подготовить огонь по обратным скатам…

  • ЖЖ-1940. 10-е февраля.

    . День шестьдесят первый. «На прокорм» С обозом, пришедшим 9-го из Питкяранта, пришло донесение от командира взвода Черепанова, который был…

  • ЖЖ-1940. 9-е февраля.

    . День шестидесятый. «Сильный нажим» На фронте наши части действующие с юга оказывают сильный нажим на позиции противника, но и сопротивление…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • ЖЖ-1940. 13-е марта.

    . День девяносто третий (последний). «Радостная весть» Ночью командир дивизиона получил приказ начарта подготовить огонь по обратным скатам…

  • ЖЖ-1940. 10-е февраля.

    . День шестьдесят первый. «На прокорм» С обозом, пришедшим 9-го из Питкяранта, пришло донесение от командира взвода Черепанова, который был…

  • ЖЖ-1940. 9-е февраля.

    . День шестидесятый. «Сильный нажим» На фронте наши части действующие с юга оказывают сильный нажим на позиции противника, но и сопротивление…