Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Карамазо-Мы.

*
"МЫКАРАМАЗОВЫ", В.Рыжаков, Школа-студия МХАТ, Мастерская Райкина, 2010г. (8)

Постановка по роману Достоевского в 2-х частях. Подзаголовок первой части – этюды, подзаголовок второй – диалоги. И это действительно этюды и диалоги, как две первые ступени на пути театрализации «Карамазовых». Вот только сыграли эти части 26-го февраля в обратном порядке, диалоги в 17-00, этюды в 19-30. Почему так сделали –не знаю. Не понял также, зачем после названия приписали RIP, в спектакле эта приписка не отыграна. А вот зачем приписали «Мы» перед Карамазовыми – понял, в рифме Мы-Вы сверхзадача спектакля, противоположная Rest In Peace: они – Карамазовы, мы – Карамазовы, вы – Карамазовы, тогда и сейчас и всегда.

Если мысленно восстановить правильную последовательность (сначала этюды, потом диалоги), постановка приобретает стройность и цельность. Но эта стройность и цельность очень своеобразная, рождается из хаоса осколков, как мозаичная картина.
Спектакль состоит из коротких фрагментов, сюжетной линии нет, порядок сцен произвольный. В этюдах фрагменты совсем короткие и по больше части совсем не используют текст Достоевского – студенты импровизируют действие, отталкиваясь от ситуации. Или выстраивают этюд из двух-трех реплик романа. В диалогах использованы более развернуты отрывки романа, сценки (но не сцены).

Роли не закреплены за актерами, иногда исполнители меняются местами в пределах одного отрывка. Можно отнестись к происходящему как к театральной кухне – увидеть подготовку к спектаклю, настройку на спектакль, пробы и варианты. Это само по себе интересно. Кто-то пробуется неудачно, кто-то сразу попадает в яблочко – все эти неровности входят в правила игры. Некоторые сценки очень изобретательно придуманы и сыграны. Сценка «Ферапонт» (Данила Стеклов и Игорь Бычков) – самая эффектная.

Некоторые сценки банально-иллюстративны, сняты с поверхности. И эти неровности спектакля тоже входят в правила «игры на кухне». Однако в конце концов из кусочков собирается картина, из ингредиентов – блюдо. Возникает собирательный, коллективный образ «Карамазовых» - главный в романе и спектакле. И коллективный образ курса. В роли Карамазовых – курс Райкина. Репрезентативная часть дипломного спектакля удалась вполне. Студенты предьявляют все свои умения – играют, читают стихи, поют, танцуют, изображают детей, кошек, собак, инвалидов.
Однако спектакль содержит и нечто бОльшее чем презентация.

Во-первых, те самые «Карамазовы» как феномен, как собирательный образ. Самые крайние состояния персонажей романа – убийство, самоубийство, смерть, безумие – в спектакль не вошли, что повысило степень обобщения – карамазовское начало в проявлениях обыденной жизни (любит- не любит, отцы и дети). О полноте представления в спектакле идейного плана романа речь не идет, только контуры, да и те пунктиром. Спектакль сосредоточен на мелочах, бытовых подробностях.

Во-вторых, сложились из отрывков-осколков образы нескольких (не всех) героев романа.
Прежде всего удался Митя - заслуга режиссера и коллективная заслуга всех исполнителей этой роли, на курсе оказалось несколько ребят с сильной мужской харизмой (Максим Стоянов, Владимир Андриянов, Андрей Поляков).
С женской харизмой на курсе тоже все в порядке, поэтому удалась и Грушенька (эту роль все по очереди играли).
Как отражение линии Митя-Грушенька, получилась линия Алеша-Лиза, два вида «карамазовской любви» (первый раз вижу в театральных постановках романа эту параллель).
И «снегиревский» сюжетный узел, связывающий линию Мити и линию Алеши, тоже получился (Снегирев - Данила Стеклов).
Ивану меньше внимания уделено, но один актер на роль Ивана в труппе есть (фамилию к сожалению не вычислил по программке, похоже, что один из исполнителей роли Мити Андрей Поляков – волосы черные, глаза светлые).

Пройдя по ступенькам ( этюды -> диалоги -> персонажи -> карамазовское начало ) спектакль подошел к сверхзадаче и стал искать карамазовское в себе, в современной российской реальности, прежде всего провинциальной (во вступительном тексте слово «провинциальный» дважды повторено). Пусть попытка заставить двух гопников говорить словами Мити и Алеши не удалась, но в данном случае отрицательный результат – тоже результат, сравнение Скотопригоньевска с современным Замкадьем не обязательно должно выявить только сходство, может и различия обнаружить.

И, наконец, последняя ступень. Ликвидировав границу внутри спектакля между персонажами и актерами (и те и другие – «Карамазовы», молодые люди 19-го века похожи на молодых людей 21-го века), занялись стиранием внешней границей – линии рампы. Попытались передать эстафету полученную от персонажей романа – зрителям. Актеры и зрители обьединены в одном пространстве, в одной комнате, рампы нет. Зрителей не только посадили внутри декорации прямо на учебной сцене, не только вовлекали в действие (в гомеопатических дозах), но и с помощью мизансцен организовали зеркало. Ряды зрителей, а напротив – ряд актеров-персонажей.

И в самом финале «Диалогов» уже после аплодисментов актеры эффектно поменялись со зрителями местами – организовали выход через не задействованный во время спектакля зрительный зал, а сами расселись там в креслах и проводили уходящих зрителей аплодисментами.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…