Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Каренин – наш современник.

*
"КАРЕНИН", В.Мейкшанс, МХТ им. ЧЕХОВА, 2012г. (8)

Спектакль по «Анне Карениной». По сцене разбросано сено, в центре - стог. Действие начинается в деревне? В имении Левина?
Нет. Условный серый задник оказывается стеной комнаты – кабинета Каренина. Стена разьезжается, образуется условная дверь, в комнату входит Каренин, сдвигает стог сена, под ним оказывается стол и стул. Это не сено, а резанная бумага. Это не стол, а машина для уничтожения бумаг. Каренин работает с документами, читает письма-прошения и одно за другим отправляет их в бумагорезательную машину. Эффектное начало – метафора механической, бумажной, стерильной и вымороченной жизни.

Среди писем оказывается одно «подметное» – компромат на жену с фотографиями. Каренин растерян, рассуждает - говорит сам с собой, - и в конце концов отправляет и это письмо с фотографиями туда же, в машину. Но из памяти так просто не уберешь. Вот и завязка. В стерильную раковину попала песчинка.

Пьеса Сигарева, на сцене студенты школы-студии МХАТ с курса Серебренникова, режиссер из Латвии. Можно перефразировать известный анекдот – «такой молодой, а уже латыш». Характерные черты прибалтийской школы видны во всем – холодный расчет, сдержанный тон и суховатый юмор, резкий рисунок актерских работ, глянцевая форма, фон - хай-тек и беспафосное погружение в глубину. Дебют на московской сцене удался. В спектакле все правильным образом совпало – новая драматургия, новая режиссура и новое актерское поколение. Актеры более старшего возраста приглашены, что называется, штучно и точно по месту вписались в спектакль. И наполнили режиссерскую схему драматическим (Каренин-Шевченко) и сатирическим (Лидия Ивановна-Медведева) обьемом.
Да и сам спектакль «совпал», точно вписался в репертуарную линию театров под управлением Табакова. Он продолжает линию постановок Серебренникова. Он продолжает курс на новую «новую драму» (символично, что один из первых драматургов старой «новой драмы» снова оказался впереди ), на поиск современного героя (не маргинала, а того, кто приходит в зрительный зал).
Спектакль заканчивается еще одной метафорой. Лампа хаотично раскачивается над темной сценой - смятение, мелькает огонь приближающегося поезда, лампа слепит зрителей, освещает зал и на стеклянной перегородке декорации зрители отражаются как в зеркале.

Хай-тек кабинет Каренина, как «Дом» Гришковца, усадьба Иртенева в «Дьяволе», особняк художника и его жены в «Событии» - островок порядка в океане. С «Дьяволом» много сюжетных совпадений – та же история измены, растерянность и рефлексия, но раскрытая с противоположной стороны (в центре не тот, кто изменяет, а тот, кому изменяют) и рассказанная другим театральным языком (в "Каренине" более отвязным-театральным, в "Дьяволе" более литературным). Стереоскопический взгляд на современного, обеспеченного человка, подверженного всё тем же вечным проблемам.

=======

обсуждение спектакля - http://skaska-skazok.livejournal.com/65938.html
Tags: театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments