Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

ВИА – ФК

.
Погружаюсь в историю «Веселых ребят» и постигаю феномен ВИА – явление особенное, своеобразное и даже уникальное. Не только музыкальное (тут своеобразие в сочетании советской песни и западного рок-н-ролла), но и организационное. Чем больше узнаю подробностей, тем больше структура ВИА напоминает футбольный клуб.

Еще в 70-е годы просто бросалось в глаза главное отличие наших ВИА от западных групп – в количестве участников.
У них – квартеты с постоянным составом («битлы», «цепеллины», «квины»), или квинтеты, где состав менялся, но редко («ролинги» и «пёрплы»).
У нас же была такая типичная ТВ-картинка из "Огоньков" и "Песен года" - на сцену выходит целая футбольная команда каких-нибудь "Самоцветов-Песняров". Да и одеты все одинаково – в форму.

«Веселых ребят» в те годы по центральному ТВ не показывали, но на фотографиях с пластинок можно было видеть такую же футбольную команду, человек десять, выстроенных в шеренгу, как на приветствии перед матчем. А на концертах «Веселые ребята» выстраивались на сцене не абы как, а в соответствии с установкой главного тренера (худрук Павел Слободкин был у них играющим тренером), в соответствии с игровой схемой, скажем 4-4-1. В «Веселых ребятах» была первая линия (линия нападения – в первой линии стояли главные солисты, те на кого девочки западали) и вторая линия (линия защиты - цементировали оборону, создавали звуковой фундамент), и позади всех – ударник, один, отдельный от всех, как вратарь на последней линии обороны. В одной песне – в конце первого или второго тайма отделения концерта он исполнял длинное соло на барабанах, оставался в воротах на сцене совсем один, один на один со зрителями и виртуозно брал пенальти (к восторгу фанатов, устраивавших ему овацию).

В истории ВИА проще всего разобраться, если проследить изменения состава год за годом по позициям (худрук-тренер, вокалист-нападающий, гитаристы - вингеры, бас – центральный защитник, клавишник–опорник, ударник-вратарь), чем я наверное и займусь в ближайшее время.
Состав команды (ВИА) менялся почти каждый год. За семь лет (самый "золотой" период - с осени 69 до лета 76 го) состав «Веселых ребят» обновился полностью раза два, а по некоторым позициям и три раза. Так, что на концертном альбоме с фестиваля «Золотой Орфей ‘76» участвует только один человек, игравший в ноябре 1969 года на записи первой пластинки («Алешкина любовь») – это Павел Слободкин.

Павел Слободкин, как хозяин ФК.

Должность художественного руководителя тоже сближала советские ВИА с футбольными клубами – хозяин у коллектива должен быть один, это может быть начальник или главный тренер. Бренд главных советских ВИА держал один человек (Слободкин, Маликов, Васильев, Гранов, Мулявин), остальной состав он часто менял и весьма радикально. Классические западные рок-группы были действительно коллективами, там не было одного лидера-хозяина и команды, которую он подбирал, как хотел (по тому же принципу, что наши ВИА, был организован джаз-рок ансамбль Фрэнка Заппы).

В «Веселых ребятах» структура руководства еще больше напоминала современный футбольный клуб. Со временем генеральный директор (хозяин клуба) все меньше тренировал команду сам, нанимал тренера (музыкального руководителя, сочинявшего аранжировки, проводившего тренировки, распевки и т.п.), был в команде и "спортивный директор" - администратор.

Давид Тухманов, как главный тренер «сборной СССР по рок-н-роллу».

Если дальше проводить параллели между ВИА и ФК, можно вспомнить частые переходы игроков из команды в команду («Веселые ребята» и «Самоцветы» многократно обменивались игроками), и даже случаи срочной аренды (в известной песне «Лайди-лайди», сделанной «Веселыми ребятами» для Бенефиса Голубкиной, вокал записал игрок из ВИА «Акварели»). Были выставочные, разовые выступления команд всех звезд (во втором мультфильме про бременских музыкантов играли и пели игроки «Песняров» и «Веселых ребят»).
Существовала в 70-е годы и сборная СССР под руководством главного тренера Тухманова. Для записи сольных альбомов «Как прекрасен мир» и «По волне моей памяти» Тухманов приглашал лучших солистов из разных ВИА.

Алла Пугачева как «запасной игрок».

В «Веселых ребятах», как и в футбольном клубе, был основной и дублирующий состав игроков, а также скамейка запасных (для стимулирования конкуренции).
Основной состав записывал пластинки. Поскольку на ТВ их не пускали, пластинки были главным средством раскрутки. Однако в команде всегда были игроки не участвовавшие в записях, но выступавшие на концертах, дублирующие вокальные партии, выходившие на несколько песен, как бы "на замену", чтобы игроки основного состава не сорвали связки – часто приходилось играть по три игры в неделю давать по три концерта в день.
Дублерами в “Веселых ребятах» были Юлий Слободкин (дядя Павла Слободкина), Александр Градский , Вячеслав Малежик.
Алла Пугачева первое время тоже дублером была, "сидела на лавке" (подпевала из-за кулис), выходила на замену, да и то не всегда. Был даже случай дисквалификации на несколько игр (на гастролях в Киеве). И только потом, после победы на "Золотом Орфее '75" она перешла в основной состав и в конце концов стала главной звездой, "центром нападения".
Tags: Весёлые ребята
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments