Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Две картины.

*
"ДЯДЯ ВАНЯ", Л.Додин, МДТ, Санкт-Петербург, 2003г. (8)

Я дважды смотрел спектакль: в МТЮЗе, где спектаклю было неуютно (черный сарай зрительного зала, слишком большая сцена, плохой свет) и в театре на Таганке, где он прошел значительно лучше (и зал уютнее и сцена меньше и техническое оснащение лучше).

«вафли» и Женщина .

Первым впечатлением было отсутствие цельности, единого визуального и смыслового решения. Стога, висевшие над актерами и потом опустившиеся на сцену, образ недостаточный, слишком невнятный – эрзац-сценография. Актеры не составляли ансамбль, Ксения Рапопорт, игравшая Елену Андреевну, сильно выделялась – роскошная женщина, рослая, свежая, чувственная, немного в стиле «модерн». Она прекрасна – особенно во втором действии – маета в ночном доме, опостылевший муж с подагрой, пьющий мужиковатый Астров, ноющий пошлый Войницкий и воспоминания о музыке, о Петербурге (Универститет, салоны, театры, «общество»). Здесь же ее окружают одни заурядные ильи иванычи, или иваны ильичи (она путает имена), в общем «вафли». Всеобщая «вафлизация» коснулась всех мужских персонажей пьесы. Такое впечатление, что актеры, которые 10 лет назад были азартными интересными молодыми сильными (Иванов-Лопахин, Семак-Септимус, Курышев-Платонов это были «Герои»), сейчас превратились в потертые, расплывшиеся, скучные «штаны». То ли это волшебная сила искусства (и причина в режиссерской концепции «мельчания», такой подход у Додина заметен начиная с "Чевенгура"), то ли они уже по жизни такие.

Две картины.

Во второй раз единый визуальный образ возник сразу, с первых минут. Тонкая работа со светом создала живописную среду, в которую оказались погружены чеховские герои. Две картины в рамах - два этажа. На втором - постоянный пейзаж – стога и часы (равнодушная природа, унылая, постоянная и все-таки одухотворенная, содержащая смысл, который не понятен людям), на первом - сцены в комнате – мягкий теплый желтый свет.

Сначала похоже на жанровые сцены, как на картинах старых мастеров - хорошо передана фактура старого деревянного дома, особая тишина – сверчки, шум дождя за окном, темная мебель, стены, пол. Герои – персонажи картины, что создает сильный эффект отстранения, они словно вырезаны из бумаги и помещены в декорацию игрушечного театра. Высокая дама в белом платье, господин в сюртуке, мужик с большими усами, в грубых сапогах, еще несколько "домашних", измятых, словно заспанных персонажей.

В парадной зале 3-го действия - натертый паркет, белая занавеска. И люди рассаженны в комнате чуть отдельно друг от друга, словно на картинах Магритта, что еще усиливает эффект отстранения.

В финале второй этаж декорации опускается и две картины совмещаются. Верхняя картина – пейзаж - написана на стекле. Сквозь стекло просвечивает вторая картина – вечер, три человека в комнате - старуха, девушка (о чем-то бубнит) и мужчина (повернул голову и с отчаянием в глазах смотрит прямо на зрителя).
Tags: Додин, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments